Основные показатели качества жизни, экономического развития и роста

- Степень равенства в распределении товаров и услуг;

- Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

- Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;

6) Личная безопасность и правовые органы

- Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;

- Справедливость и гуманность правовых органов;

- Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;

5) Социальные возможности и социальная активность.

Особую сферу жизни людей образует забота о будущем. Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.

4. Качество жизни населения Украины

Журнал "International Living" опубликовал свой индекс качества жизни в разных странах. По версии издания, страной с самым высоким качеством жизни может считаться Франция.

Индекс "International Living" учитывает стоимость проживания, инфраструктуру, состояние окружающей среды, здравоохранение, уровень культуры, экономические показатели, свободу слова, риск и безопасность, а также климатические условия. Максимальный балл по каждому критерию – 100.

Франция набрала средний балл 82.

Первый Топ-10 выглядит так: Франция, Австралия, Швейцария, Германия, Новая Зеландия, Люксембург, США, Бельгия, Канада и Италия.

Украина с 62 баллами делит 68-69 место с Гренадой. Это является лучшим результатом среди всех постсоветских республик за вычетом Прибалтийских.

За Украиной следуют Грузия и Армения (56 баллов), потом идут Беларусь и Россия – каждая набрала по 54 балла.

Внизу списка расположились Афганистан, Йемен и африканские государства. Хуже всего дела обстоят в Сомали (30 баллов).

Проведя анализ регионов Украины, НИСИ подтвердил, что в стране неулонно углубляется процесс дифференциация развития регионов, охватывающая практически все сферы общественной деятельности: экономику, политику, идеологию, культуру, науку, информационное пространство, образ жизни, среду жизнедеятельности и др. Другими словами, в стране не существует механизмов поддержки социальных стандартов жизни для каждого гражданина независимо от его местожительства.

Согласно общей интегральной оценке, которая учитывает показатели демографического развития, уровня доходов и состояния рынка труда, регионы Украины можно разделить на три группы. В первую группу с самым высоким рейтингом вошли Киевская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Одесская области. В самом плохом положении находятся Тернопольская, Черкасская, Херсонская и Житомирская области.

Центральные органы власти часто переоценивают собственную роль в возрождении регионов, стараясь влиять на процессы во всех без исключения социально-экономических сферах. При этом игнорируется мировой опыт, который показывает, что государственная (как правило, льготно-дотационная) поддержка не является достаточным условием для реализации потенциала территории.

Возможно, полезным было бы использование опыта регионального развития Европейского Союза, в частности принципа целевого программирования, когда центр не просто финансирует регион, а выделяет средства на специально подготовленные программы (целевые точки), которые влияют на развитие всего региона. Ведь выделение средств под общую формулировку "улучшение - усовершенствование - повышение" не дает конкретных результатов. Модель регионального развития Европейского Союза базируется на стратегическом партнерстве между центральным правительством и местными органами властей, сектором бизнеса и общественными организациями.

ВЫВОД

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня. Понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов. Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики.

Государство создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

2. А. ВЛАСЮК, Л. ЯЦЕНКО, "Теория и практика управления", N 5, 1-31 мая 2005

3. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.

4. Бобков В. Н. и др. Качество жизни: концепция и измерение. - М., 1998.

5. Институт качества жизни, адрес в интернете http://qol.ur.ru/index.html