Приемы и тактика действий группы специального назначения по охране должностных лиц

Курсовая работа: Приемы и тактика действий группы специального назначения по охране должностных лиц

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Приемы и тактика действий группы специального назначения по охране должностных лиц».

Выполнил: курсант__взвода__роты

_______________________________

Научный руководитель:

_______________________________

Саратов 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

1. Исторический аспект. 5

1.1. СССР: от спецколлегии ВЧК к Федеральной службе охраны (ФСО) РФ.. 5

1.2. Тыл для Президента. 12

2. Становление Федеральной службы охраны Российской Федерации. 14

2.1. Повседневная служба спецподразделений. 15

2.2. Спецподразделения, занимающихся охраной высших должностных лиц государства. 16

Заключение. 20

Список использованной литературы. 21

Приложение. 22

Введение

По оценкам ряда военных экспертов в характере и способах ведения войн и вооруженных конфликтов современной эпохи все больше преобладают специальные методы противоборства, направленные не столько на непосредственное уничтожение противника, на поле боя, сколько на подрыв его военной мощи изнутри.

Роль силовых структур системы обеспечения личной безопасности первых (должностных) лиц различна по своей структуре в зависимости от уровня развития страны и формы правления в ней. В настоящее время значение и важность подобных органов вышли на новый уровень. Это объясняется усложнением международных отношений и небывалым всплеском террористической активности. Вышеуказанные структуры занимаются не только непосредственной охраной должностных лиц, но и разработкой новых программ по обеспечению охраны, совершенствованием уже существующих методов и внедрением современных технологий в свою деятельность.

Вопросы безопасности отражены в исследованиях и работах отечественных и зарубежных авторов. Среди них:

Необходимость охраны "первых лиц" (должностных лиц) государства существовала всегда. Цари, короли и султаны занимая "руководящую должность" практически сразу же начинали формировать личную гвардию, в обязанность которой входило обеспечении личной безопасности правителя на протяжении всей его должностной деятельности. Потому что угроза покушения, террористического акта существовала, существует и будет существовать всегда. Ведь абсолютно всем гражданам угодить не представляется возможным.

Поэтому вполне закономерен тот факт, что в вооруженных силах уже давно уделяется повышенное внимание модернизации и развитию так называемых войск специального назначения, получивших в последние годы статус сил специальных операций (далее — ССО).

Цель моего исследования направлена на рассмотрение прием и тактики действий группы специального назначения по охране должностных лиц. Для достижения поставленных целей считаю необходимым разрешить ряд следующих задач:

1) проследить историю развития отечественных служб охраны;

2) выявить особенности работы охранных служб на современном этапе;

3) показать степень оснащенности служб охраны вооружением и специальной техникой.

Изучению данного вопроса посвящены работы многих ученых, что подчеркивает актуальность выбранной для изучения темы. К ним необходимо отнести Ч.И. Бекуит, И.Л. Волковского, А.Н. Захарова, В.В. Иванова,  В.А. Царькова, Д. Миллера, Б.Г. Путилина,  Б.Д. Пядышева Коньков А.В., Власьевич Ю.Е., Лебедев К.В., Крис Бишоп, Томас Грин и многие другие.

1. Исторический аспект

1.1. СССР: от спецколлегии ВЧК к Федеральной службе охраны (ФСО) РФ

В СССР служба охраны президента прошла свои особенный путь. После революции молодое государство столкнулось с необходимостью формирования специальных подразделений личной охраны. И процесс этот был серьезно осложнен отсутствием специалистов и полной дестабилизацией государства. Именно так возникло Спецотделение ВЧК.

Работать его сотрудникам было чрезвычайно сложно, слишком многие желали смерти вождям революции. Об успешности их работы сейчас спустя многие годы говорить трудно. По всей видимости, вновь созданным структурам при всей их идейности не хватало главного - опыта. Наверное, это и послужило причиной того, что в 1918 году эсерке-киллеру удалось покушение на Ленина. В последующем это подразделение неоднократно реформировалось. Оно входило в состав ГПУ, НКВД, МГБ, МВД и наконец то КГБ. Именно в Комитете Государственной Безопасности, в марте 1954г. было сформировано знаменитое девятое управление, занимающейся охраной первых (должностных) лиц СССР, а также высоких гостей. Уровень подготовки этих людей говорит сам за себя. В СССР не было одного успешного покушения на вождя социалистического государства. Хотя на вождей периодически покушались. Сегодня бывшие офицеры "девятки" составляют костяк служб охраны президентов (должностных лиц) практически всех государств СНГ. Немало из них успешно трудились в качестве «частных телохранителей». Некоторым удалось достичь известности в своем деле. Примером тому Дмитрий Фонарев - президент Национальной Ассоциации Телохранителей России.

Развал союза естественно не прошел бесследно. В августе - декабре 1991 структуры КГБ СССР находились в процессе непрерывной реорганизации, завершившейся их переподчинением Президенту России Б.Ельцину. В отличие от органов безопасности, внешней разведки и пограничной службы, превращенных на первых порах в межреспубликанские, органы правительственной связи и государственной охраны были переведены в аппарат Президента СССР и акты об их реорганизации почти не публиковались. В декабре 1991 года в одном из указов фигурирует также Управление охраны при Аппарате Президента СССР, которому подчинен Отдельный кремлевский полк (ныне - Президентский полк ФСО России). В октябре 1991 года Служба безопасности и охраны совместным распоряжением Председателя ВС и Правительства по согласованию с Администрацией Президента была переименована в Управление охраны высших органах государственной власти и управления РСФСР. Федеральную службу охраны сегодня обычно связывают с Александром Васильевичем Коржаковым, который руководил ею с 3 сентября 1991 – 20 июня 1996 года.  Благодаря близким отношениям «главного телохранителя» к президенту Ельцину, его служба быстро «нарастила мускулы» и стала серьезной силой. Коржакову удалось выделить отдельную структуру названную Служба безопасности Президента Российской Федерации. Более того, Коржаков настаивал, чтобы этой службе были приданы боевые вертолеты, я также бронемашины. Мотивировалось это необходимостью защиты первого (должностного) лица в случае вооруженного переворота. Служба безопасности президента была в августе 1996 введена в состав Федеральной службы охраны. В дальнейшем о ее деятельности материалов практически не публиковались. Ну, а после избрание президентом России Владимира Владимировича Путина начался новый этап в ее деятельности.

Таким образом, мы видим, что вопрос службы охраны президентов в историческом аспекте весьма обширен и разнообразен. Очень интересен вопрос охраны первых (должностных) лиц государства. Эта тема всегда вызывает живой интерес, а отсутствие каких-либо материалов лишь его подогревает.