Государственная служба в органах внутренних дел

В научной литературе можно встретить достаточно большой разброс толкований понятия "государственная должность", что объясняется многими объективными факторами и субъективными причинами: разнообразие трактовок - это своего рода реакция на неустойчивость и непрочность современного положения государственного служащего, которая заложена в самой сложившейся системе учреждения государственных должностей государственной службы, зависимости должностной структуры аппарата государственного органа от его руководителя. Например, в субъектах Российской Федерации государственные должности устанавливаются не государством в целом, а властями субъектов Федерации по их собственному усмотрению. Результат: поменялся губернатор - меняется не только "команда", но и подавляющая часть аппарата администрации на более, как кажется, "надежных" работников. Реально такими же возможностями формирования должностной структуры аппарата и его кадрового наполнения обладают министры и другие первые руководители государственных органов.

Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса.

Поэтому, как представляется, правильную позицию занимают те ученые, которые настаивают на "статусном выравнивании" должностей государственной службы: объем полномочий, уровень ответственности по должности может и должен быть разный, а вот статус государственного служащего как представителя и олицетворения государства один: служащий Государства Российского.

Этот момент следовало бы учесть в процессе реализации президентской федеральной Программы реформирования государственной службы Российской Федерации на 2003-2005 гг [1]. Только так нам удастся увязать в единое целое государственный интерес, функции данного конкретного государственного органа, статус должности, статус государственного служащего, его личный и социальный интерес.

Квалификационные требования частично сформулированы в Указе Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г.

В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

При этом четко прослеживается зависимость: чем выше группа государственных должностей, тем строже требования к уровню образования, стажу работы и духовно-нравственным качествам.

Обратим внимание на один момент - отсутствие логичности в квалификационных требованиях по государственным должностям.

Скажем, на высшую и главную должность может претендовать только тот, кто обладает двумя высшими образованиями, но вот наличие диплома о высшем образовании по специальности "государственное и муниципальное управление" не обязательно.

И это при условии, что порядок назначения на ведущие и старшие должности такое образование предусматривает.

Получается, что на высших должностях могут быть заняты специалисты с высшим образованием любой специальности, даже не профессионалы в области государственного управления.

Косвенно, правда, эта проблема как бы снимается, ведь в рамках установленного порядка всякий, претендующий на высшую должность, должен не менее 2-4 лет отработать на ведущих и старших должностях, а значит должен иметь высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление".

Правовой статус различных категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) ответственности перед государством и обществом.

Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы.

Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности.

Общие права государственных служащих установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст.9). Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.

К первой группе прав государственного служащего относятся права на:

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; организационно-технические условия, необходимые для качественного исполнения им должностных обязанностей;

участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;

ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;

продвижение по службе в соответствии с личными достижениями и заслугами;

проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;

обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой. (Касается это практически всех споров, возникающих в процессе прохождения государственной службы. В том числе в связи с проведением квалификационных экзаменов и аттестации, приема на государственную службу и содержания выданных характеристик, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего и др.)

Ко второй группе прав государственного служащего относятся права на:

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют права на:

пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

← Пред. стр. 2 из 12 След. стр. →
Вперед: История органов внутренних дел
Назад: Военный прокурор
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)