Водный налог
Плата за воду вносилась в бюджет промышленными предприятиями, причем не только забиравшими воду для собственных нужд непосредственно из водохозяйственных систем, но и получавшими воду от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства [1]. Расчет платы осуществлялся на основе тарифов на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники), исходя из базового тарифа в размере 1,15 коп. за 1 куб.м — за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м — за забор воды из подземных водных объектов, а по конкретным водным объектам применялись доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов.
За сверхлимитный забор воды предприятия должны были исчислять плату в пятикратном размере, за исключением предприятий теплоэнергетики, использовавших воду на нужды охлаждения агрегатов и исчислявших плату за забор воды в пределах утвержденного лимита в размере 30 % от тарифа, а за сверхлимитный забор — в размере полного тарифа.
Отдельные виды водозабора освобождались от платы, например, отпуск ранее забранной воды другим потребителям, забор воды рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами, забор морских вод, забор подземных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод.
В 1998 году плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена федеральным налогом — платой за пользование водными объектами, введенной Федеральным законом от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Для субъектов Российской Федерации плата за пользование водными объектами вводилась с момента утверждения конкретных ставок платы по водохозяйственным бассейнам и категориям водопользователей.
Плательщиками платы за пользование водными объектами были признаны не только промышленные предприятия, но и все организации, а также предприниматели, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный Федеральный закон рассматривает в качестве объекта платы сброс вод, пользование акваторией водных объектов, а также пользование водными объектами для удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде.
Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» первоначально не распространялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников, поскольку за забор вышеуказанных вод уплачивались платежи за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами признано объектом обложения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась (и облагается) налогом на добычу полезных ископаемых.
Конкретные ставки платы по категориям плательщиков, видам водопользования и с учетом местных условий устанавливают законодательные органы субъектов Российской Федерации в пределах минимальных и максимальных ставок, определенных непосредственно Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» и уточненных Правительством РФ по экономическим районам и водным бассейнам (Приложение 1).
Определены перечень видов водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой, и случаи, когда исчисление платы осуществляется в пониженном или пятикратном размере.
Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действует до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года в Российской Федерации вводится водный налог, предусмотренный главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и меняющий отдельные положения действующей платы (Приложение 3).
1.2. Основные положения водного налога
Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отличие от главы 25.2 НК РФ Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» признает субъектами платы за пользование водными объектами организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (то есть специальное водопользование), но не любое, а только подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [2].
Напомним, что водопользование, осуществляемое без применения вышеуказанных сооружений и устройств, является общим, не требует получения лицензии и не влечет признание водопользователя плательщиком водного налога, равно как и плательщиком платы за пользование водными объектами в настоящее время.
Таким образом, к уплате водного налога с 1 января 2005 года будут привлекаться не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не имеющие такого статуса, а значит, появляется новая категория налогоплательщиков.
Кроме того, обязательным условием для признания организаций и физических лиц плательщиками водного налога будет являться осуществление ими либо специального, либо особого водопользования, либо одновременно обоих видов деятельности.
Данная норма НК РФ расширяет сферу действия существующей платы за пользование водными объектами, поскольку плата вносится лицами, осуществляющими только специальное водопользование, подлежащее лицензированию, а водный налог не ставит в зависимость факт признания налогоплательщиком лица, осуществляющего специальное водопользование, от того, подлежит ли лицензированию данный вид водопользования, и, кроме того, предполагает налогообложение при осуществлении особого водопользования, не подлежащего налогообложению в настоящее время.
К специальному водопользованию, перечень видов которого утвержден приказом МПР России от 23.10.1998 № 232, относится, в частности, пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строительства зданий, портовых сооружений.
Назад: Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)