Водный налог

Плата за воду вносилась в бюджет промышленными предприятиями, причем не только заби­равшими воду для собственных нужд непосредственно из водохозяйственных систем, но и по­лучавшими воду от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства [1]. Расчет платы осуществлялся на основе тарифов на воду, забираемую из водохо­зяйственных систем (поверхностные и подземные источники), исходя из базового тарифа в размере 1,15 коп. за 1 куб.м — за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м — за забор воды из подземных водных объектов, а по конкретным водным объектам применялись доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов.

За сверхлимитный забор воды предприятия должны были исчислять плату в пятикратном размере, за исключением предприятий теплоэнергетики, использовавших воду на нужды ох­лаждения агрегатов и исчислявших плату за забор воды в пределах утвержденного лимита в размере 30 % от тарифа, а за сверхлимитный забор — в размере полного тарифа.

Отдельные виды водозабора освобождались от платы, например, отпуск ранее забранной воды другим потребителям, забор воды рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами, за­бор морских вод, забор подземных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод.

В 1998 году плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена феде­ральным налогом — платой за пользование водными объектами, введенной Федеральным зако­ном от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Для субъектов Рос­сийской Федерации плата за пользование водными объектами вводилась с момента утвержде­ния конкретных ставок платы по водохозяйственным бассейнам и категориям водопользова­телей.

Плательщиками платы за пользование водными объектами были признаны не только про­мышленные предприятия, но и все организации, а также предприниматели, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный Федеральный закон рассматривает в качестве объекта платы сброс вод, пользование акваторией водных объектов, а также пользование водными объектами для удов­летворения потребностей гидроэнергетики в воде.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» первоначально не распро­странялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников, поскольку за забор выше­указанных вод уплачивались платежи за право на пользование недрами и отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами признано объектом обло­жения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась (и облагается) налогом на добычу полезных ископаемых.

Конкретные ставки платы по категориям плательщиков, видам водопользования и с уче­том местных условий устанавливают законодательные органы субъектов Российской Федера­ции в пределах минимальных и максимальных ставок, определенных непосредственно Федераль­ным законом «О плате за пользование водными объектами» и уточненных Правительством РФ по экономическим районам и водным бассейнам (Приложение 1).

Определены перечень видов водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой, и случаи, когда исчисление платы осуществляется в пониженном или пятикратном размере.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действует до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года в Российской Федерации вводится водный налог, предусмот­ренный главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и меня­ющий отдельные положения действующей платы (Приложение 3).

1.2. Основные положения водного налога

Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физичес­кие лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

В отличие от главы 25.2 НК РФ Федеральный закон «О плате за пользование водными объек­тами» признает субъектами платы за пользование водными объектами организации и инди­видуальных предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами с примене­нием сооружений, технических средств или устройств (то есть специальное водопользова­ние), но не любое, а только подлежащее лицензированию в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации [2].

Напомним, что водопользование, осуществляемое без применения вышеуказанных сооруже­ний и устройств, является общим, не требует получения лицензии и не влечет признание во­допользователя плательщиком водного налога, равно как и плательщиком платы за пользование водными объектами в настоящее время.

Таким образом, к уплате водного налога с 1 января 2005 года будут привлекаться не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не имеющие такого статуса, а значит, появляется новая категория налогоплательщиков.

Кроме того, обязательным условием для признания организаций и физических лиц платель­щиками водного налога будет являться осуществление ими либо специального, либо особого водопользования, либо одновременно обоих видов деятельности.

Данная норма НК РФ расширяет сферу действия существующей платы за пользование вод­ными объектами, поскольку плата вносится лицами, осуществляющими только специальное водопользование, подлежащее лицензированию, а водный налог не ставит в зависимость факт признания налогоплательщиком лица, осуществляющего специальное водопользование, от того, подлежит ли лицензированию данный вид водопользования, и, кроме того, предполагает нало­гообложение при осуществлении особого водопользования, не подлежащего налогообложению в настоящее время.

К специальному водопользованию, перечень видов которого утвержден приказом МПР России от 23.10.1998 № 232, относится, в частности, пользование водными объектами для удовлет­ворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промыш­ленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строи­тельства зданий, портовых сооружений.

← Пред. стр. 2 из 12 След. стр. →
Вперед: Экономическое содержание, формы, методы и пути совершенствования налогового контроля
Назад: Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)