Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО "Мебельный стиль"

Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 году с принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и Закона РФ о собственности (24 декабря).

Основные изменения в этой области заключаются в следующем:

1.Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны.

2.Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности, на которой они основаны.

3.Разграничение налогов по уровням – на федеральные, налоги субъектов Федерации и местные.

4.Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали создаваться с начала 90-х гг.

5.Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предприниматель т.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника дохода или объекта налогообложения.

6.Установлен ряд налогов, общих для юридических и физических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.).

7.Значительно увеличилось число налогов по сравнению с дореформенным периодом.

Эффективность установленной новой системы налогообложения, возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем.

В основных своих положениях она нацелена на переход экономики России к рыночным отношениям построенной с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна разновидность таких отношений. [2]

В сфере налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

налог – любое изъятие средств с целью формирования доходов государственного бюджета;

налог – одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В России юридическим критерием отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.

Используя рассмотренный выше юридический признак разграничения, можно выделить следующие виды изъятий и платежей:

налог – обязательный взнос в бюджет, который непосредственно входит в налоговую систему государства либо установлен нормативным актом налогового законодательства (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость);

неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством (сбор за регистрацию предприятия);

разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции).

До введения в 1999г. первой части Налогового кодекса в законодательстве Российской Федерации отсутствовали различия между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Поэтому трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.

Разграничение этих понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически, цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются (без убытка, но и без чистого дохода).

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

1. По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (например, акцизы);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);

- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

← Пред. стр. 2 из 19 След. стр. →
Вперед: Косвенное налогообложение в Российской Федерации
Назад: Упрощенная система налогообложения малых предприятий
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)