Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО "Мебельный стиль"
Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 году с принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и Закона РФ о собственности (24 декабря).
Основные изменения в этой области заключаются в следующем:
1.Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны.
2.Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности, на которой они основаны.
3.Разграничение налогов по уровням – на федеральные, налоги субъектов Федерации и местные.
4.Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали создаваться с начала 90-х гг.
5.Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предприниматель т.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника дохода или объекта налогообложения.
6.Установлен ряд налогов, общих для юридических и физических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.).
7.Значительно увеличилось число налогов по сравнению с дореформенным периодом.
Эффективность установленной новой системы налогообложения, возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем.
В основных своих положениях она нацелена на переход экономики России к рыночным отношениям построенной с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна разновидность таких отношений. [2]
В сфере налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:
налог – любое изъятие средств с целью формирования доходов государственного бюджета;
налог – одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.
Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В России юридическим критерием отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.
Используя рассмотренный выше юридический признак разграничения, можно выделить следующие виды изъятий и платежей:
налог – обязательный взнос в бюджет, который непосредственно входит в налоговую систему государства либо установлен нормативным актом налогового законодательства (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость);
неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством (сбор за регистрацию предприятия);
разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции).
До введения в 1999г. первой части Налогового кодекса в законодательстве Российской Федерации отсутствовали различия между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Поэтому трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.
Разграничение этих понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.
При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически, цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются (без убытка, но и без чистого дохода).
Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.
1. По способу взимания различают:
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);
- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
Назад: Упрощенная система налогообложения малых предприятий
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)