Становление налоговой системы в России

В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998 г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения — элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается основных конкретных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых). Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой системой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений.

Множество налогов, сборов и отчислений позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции, но в то же время это ведет к росту расходов по взиманию налогов и расширяет возможности уклонения от уплаты налогов.

Налоговая система Российской Федерации разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

На пути создания принципиально новой налоговой системы возникли серьезные трудности. Во-первых, эта система формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали, как было сказано, преимущественно лишь физических лиц. Во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовался строгий учет и контроль при обложении, хотя необходимый опыт отсутствовал. В-третьих, в стране отсутствовала четко разработанная налоговая стратегия в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции. В-четвертых, налоговый аппарат недостаточно подготовлен к сложным условиям работы, когда происходит непрерывное изменение правовой базы налогообложения.

1.2 Принципы построения налоговой системы

Финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения. С этой точки зрения в истории финансовой науки надо выделить А. Смита и А. Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы

А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, верность и точность которых отмечали ученые-финансисты конца XIX - начала XX в.

Заслуга А. Вагнера состояла в том, что его дополнения принципов налогообложения А. Смита носили концептуальный характер. А. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому хотел защитить права налогоплательщиков. А. Вагнер в разработке принципов руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план поставил финансовые принципы достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов, которые рекомендовали государству как можно меньше обременять плательщика и с помощью налогов удовлетворять только потребности казны, не вмешиваясь в хозяйственные процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов. [ 10,с. 114 ]

Меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, тем не менее они уже в XVII в. высказали свое отношение к главному принципу - принципу равномерности. А.И. Буковецкий отмечает, что «в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке. С Т. Гоббса начинается характерная для всего XVII в. усердная защита косвенного обложения. Он критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение - самое равномерное и самое справедливое».

В одном из блестящих и остроумнейших памфлетов XVIII в., написанном при участии Ф. Кенэ, О. Мирабо дал основные положения налоговых воззрений физиократов.

Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам:

во-первых, оно должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;

во-вторых, оно должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;

в-третьих, оно не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Мирабо особенно много внимания уделил юридической природе обложения. Он приходит к выводу, что никакой налог не может быть взимаем без согласия подданных. Вотирование налога вытекает из признания права собственности. Там, где налоги не вотируются, по мнению О. Мирабо, нет собственности.

Вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что он - автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика» и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения».

Ниже приведены принципы налогообложения А. Смита в изложении А.И. Буковецкого. В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения:

← Пред. стр. 2 из 8 След. стр. →
Вперед: Порядок исчисления уплата единого социального налога
Назад: Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)