Становление налоговой системы в России

Курсовая работа: Становление налоговой системы в России

Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Департамент научно технической политики и образования

Мичуринский государственный аграрный университет

Кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая работа

на тему: «Становление налоговой системы в России»

Мичуринск-2006

Содержание

Введение

1 Становление налоговой системы в России

1.1 Формирование налогового права

1.2 Принципы построения налоговой системы

2 Налогообложение предприятий в России

2.1 Налоговый механизм

2.2 Построение налоговой системы в современных условиях

2.3 Налоговые льготы и налоговые санкции

3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Текущий этап становления экономики России связан с активным процессом поиска институциональных механизмов, способствуюших повышению эффективности производства на промышленных предприятиях. Важнейшим институциональным механизмом для уровня предприятия является система налогообложения. Дефицит финансовых ресурсов ориентирует предприятия на использование собственных возможностей. В такой ситуации очень важно оптимизировать построение институциональной среды, влияющей на развитие предприятия.

Поэтому тема совершенствования налогообложения предприятий является на данный момент очень актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотрение системы налогообложения и проблем и путей совершенствования ее.

К задачам курсовой работы относятся:

- рассмотрение становления налоговой системы в России;

- рассмотрение налогообложения предприятий в России;

- выявление проблем и путей совершенствования налогообложения предприятий.

Курсовая работа выполнена на 33 страницы машинописного текста, в которой использованы работы таких ученых как: Пансков В.Г., Шаталов С. Д., Поляк Г. Б. и других.

1 Становление налоговой системы в России

1.1 Формирование налогового права

Рыночные отношения требуют самостоятельности и ответственности за результаты производства обособленных хозяйствующих субъектов. При господстве общественной собственности в стране не могло быть свободных партнеров, а значит, и не существовало рыночных отношений. Система управления в эти годы основывалась на модели: «производство — планирование — государство», что означало директивное управление экономикой. Такая система позволила на начальном периоде развития страны быстро решать производственные задачи и добиваться определенного успеха, давая точные задания в планово-приказном порядке предприятию. Налоги при этой системе играли крайне ограниченную роль. Она сводилась лишь к получению дохода главным образом за счет населения. [ 9,с. 46 ]

Как показала практика, эта модель оказалась неспособной решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать эффективный стабильный рост производства в течение длительного периода. Потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике.

Рынок предполагает иную модель: «производство — деньги — налоги — государство». Такая модель, как подтверждает многолетняя практика зарубежных стран, способна обеспечить не только качественный скачок производства, но и его перспективное развитие. Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления рыночной экономикой. 90-е годы положили начало формированию российской налоговой системы.

Ранее действовали в основном налоги с населения, в том числе: 1) подоходный налог; 2) налог с холостяков и малосемейных граждан; 3) таможенные пошлины; 4) налог со строений и некоторые другие.

Рыночная экономика — это система организации хозяйства в масштабе страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, конкуренции в сфере производства и торговли.

Юридические лица платили налог с оборота и отчисления от прибыли. Первый платеж в силу государственной собственности не являлся по существу налогом, так как отсутствовало важное условие налоговых отношений — изменение собственника. Второй платеж оплачивался за счет прибыли, его величина зависела от вида деятельности, объема производства, уровня рентабельности, а иногда устанавливалась персонально для отдельного юридического лица.

Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало ему положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы».

Налоговое право — комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения. [ 8,с. 146]

Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.

К компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст. 71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст.75). Президент РФ обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст.84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы, и с этого момента они подлежат исполнению.

Правовое оформление налоговой системы обеспечивало в течение почти десятилетия целый пакет налоговых законов. Этот пакет включал базовые законы: Закон «Об основах налоговой системы РФ» (27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» (21 марта 1991 г.; новая редакция — 1995 г.), регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.