Налогово-таможенная политика при Петре I
Кроме дани, источником дохода казны служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.
Большое значение имело описание земель (окладная книга), поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Налог на землю определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти.
Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах. Полученные данные переводили в условные податные единицы – «сохи». На этой основе определяли сам налог. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.
Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Иван Грозный (1530 – 1584) обложил землевладельцев определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.
Для прямых податей объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. В книгах описывалось количество и качество земли, их урожайность и населенность. Время от времени книги возобновлялись и проверялись.
Иван Грозный также изменил раскладку податей, теперь вместо сох расклад шел «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности заменены денежным оброком.
Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняночные деньги – для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Главными косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были упорядочены в правление Ивана Грозного; судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.
В 1577 г. были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.
В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как право на изготовление и продажу пива, меда и водки было за государством.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Вплоть до XVII в. финансовая система России бала чрезвычайно сложна и запутанна.
Полоняничная подать, которая была экстренной, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и выплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых от туда грамот – неокладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам.
Прямые налоги «с животов и промыслов» возросли примерно на 20%. Увеличивать прямые налог стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог распределится равномерно. Но это привело к соляному бунту в 1648 г. после чего этот налог пришлось отменить. Тогда началась работа по упорядочиванию финансов на более разумных основаниях. Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый устав, имевший явно протекционистский характер.
Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I
Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725гг.
Особенность первого этапа 1695 – 1715гг. был спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведение Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желательному результату.
Особенностью второго этапа 1715 – 1725 гг. деятельности Петра является перепись населения и введение подушной подати.
В этих двух этапах хотела бы рассмотреть изменения в налоговой политике: какие были введены налоги, кто и сколько платил эти налоги.
Налоговая политика 1695 – 1715 гг
Как известно, Петр I провозглашен царем в 1682г., будучи 10 лет от роду. Но реальная власть принадлежала его старшей сестре царевне Софье и ее окружению. Лишь в 1689г. после удаления Софьи в монастырь власть перешла к сторонникам Петра. Каких-либо существенных перемен в это время в налоговой системе не происходило, но сохранялся порядок, сложившийся в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Лишь постепенно в течение последнего десятилетия XVII в. правительство Петра I, решая сложные внутри- и внешнеполитические проблемы, вступает на путь преобразований. Их начало ознаменовали Азовские походы 1695 – 1696 гг.
Назад: Налог на добавленную стоимость при строительно–монтажных работах
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)