Налоговый контроль: понятие, задачи, формы, виды и методы
2. Принцип юридического равенства. Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом и судом. Государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Следовательно, в соответствии с конституционно-правовым принципом юридического равенства, при принятии нормативных актов, регулирующих порядок осуществления компетентными специализированными службами контроля в области налогообложения, (к их числу относятся только налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции [5]), не могут устанавливаться какие-либо особые условия осуществления контрольных мероприятий.
3. Принцип приоритета защиты прав и интересов налогоплательщиков. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В законодательной и правоприменительной деятельности любых органов и должностных лиц их приоритетность должна признаваться, соблюдаться и защищаться – это конституционная обязанность государства. Поскольку права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими [6], именно они в первую очередь должны определять смысл, содержание и применение законов всеми агентами государства, а органы правосудия обязаны гарантировать приоритетность реализации и защиты законных интересов, прав и свобод человека в деятельности органов всех ветвей власти [7]. Таково юридическое содержание конституционно-правового принципа приоритетности защиты законных прав и интересов человека и гражданина.
В области налоговых проверок требования данного принципа проявляются в том, что при их проведении доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц допускается только на основании судебного решения или в случаях, прямо оговоренных нормами федеральных законов [8]. Кроме того, на должностных лиц налоговых органов возлагается обязанность корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство [9].
4. Принцип гласности. Принцип гласности требует обеспечения открытости и доступности деятельности государственных органов для всех заинтересованных организаций и граждан, а также возможности получения ими информации в установленном законом порядке.
Данный принцип складывается из нескольких составляющих правомочий. Прежде всего, речь идет о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исключение составляют лишь сведения, составляющие государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом [10]. Во-вторых, это – свобода массовой информации [11]. И, в-третьих, обязанность государства официально публиковать законы.
В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, в двух основных требованиях: 1) Официальной публикации актов законодательства о налогах и сборах [12] и сведений о действующих на территории Российской Федерации региональных и местных налогах и сборах [13]. 2) Исполнения налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов [14]http://www.advocat.irk.ru/aum/arhive/info.aspx?nodeid=0432ea0d-6c76-40ea-88fe-e4f1f66e9f33 - 21#21.
В ходе налоговых проверок налоговые органы также имеют целый ряд обязанностей по информированию налогоплательщиков о проведении мероприятий налогового контроля, в частности при проведении экспертизы [15].
5. Принцип ответственности. Принцип ответственности заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры правовой ответственности. Данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В области налогового контроля требования рассматриваемого принципа находят отражение в двух видах ответственности: 1) ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, и иных лиц, участвующих в налоговой проверке; 2) ответственности проводящего проверку налогового органа и его должностных лиц. [16]
Налоговым кодексом устанавливается ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля [17]. Свидетелей – за неявку или уклонение от явки без уважительных причин [18]. Экспертов, переводчиков и специалистов – за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода [19].
Виды налогового контроля
Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.
1. По времени проведения:
1.1 Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.
1.2 Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.
1.3 Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.
2. По объекту:
2.1 Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.
2.2 Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.
3. По характеру контрольных мероприятий:
Назад: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)