Формирование расходов бюджета на образование

Из текущего бюджета Республики Казахстан (далее - текущий бюджет) финансировать текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.

Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.

Организация государственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а также установления строгого порядка их финансирования и использования средств. Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод. Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и решение важнейших социальных проблем.

Безвозвратный характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) - это повышает эффективность используемых ресурсов.

Необходимым принципом организации государственных расходов является оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принцип выражает процесс софинансирования государственных расходов.

1.2 Система финансирования образования

Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.

В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность). Казахстанская система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.

Разработка и реализация государственной политики в сфере образования осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». К компетенции правительства отнесены и разработка и реализация государственной политики по развитию образования. Реализацию этой политики осуществляют вместе с правительством так же и центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области образования, местные исполнительные органы и местные органы управления образованием.

Система финансирования образования - совокупность бюджетов, других источников доходов, а также бюджетных и внебюджетных процессов и отношений.

Система финансирования образования основывается на следующих принципах:

- принцип эффективности и результативности

- принцип приоритетности

- принцип ответственности

- принцип разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов

Источниками финансирования образования являются:

- бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования;

- бюджетное финансирование государственного образовательного заказа;

- доходы от оказания платных образовательных услуг;

- доходы от оказания других видов платных услуг, не противоречащих законодательству;

- кредиты банков второго уровня;

- спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования, гранты;

- средства в размере до одного процента от общего объема инвестиций, определяемых модельными контрактами на проведение операций по недропользованию.

← Пред. стр. 2 из 6 След. стр. →
Вперед: Финансы и кредит
Назад: Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)