Формирование расходов бюджета на образование

Курсовая работа: Формирование расходов бюджета на образование

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Курсовая работа

на тему: «Формирование расходов бюджета на образование»

Введение

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Образование традиционно является приоритетной сферой в Казахстане. Это провозглашено во многих политических заявлениях и программах. И если в первое десятилетие независимости республики эти декларации не всегда подкреплялись соответствующим финансированием, то с 2000-2001 гг. ситуация изменилась: стабилизация и подъем экономики позволили увеличить расходы государства на образование

Однако, очевидному возрастанию интереса и внимания к образованию и со стороны государства, и со стороны общества сопутствует «нарастающее ощущение его неблагополучия»: несмотря на регулярно проводимые реформы, качество знаний и уровень интеллектуальной подготовки школьников и студентов ежегодно неуклонно снижаются.

Причиной такого положения дел традиционно считается уменьшение финансирования образования в период 1991 -1998гг., которое повлекло за собой закрытие детских садов, школ, резкое увеличение наполняемости классов и их совмещение, потерю квалифицированных педагогических кадров и т.д. Поскольку, безусловно, вышеперечисленные факты имеют место и ежедневно негативно сказываются на каждом участнике образовательной реальности, то выход из сложившейся кризисной ситуации видится ими, прежде всего, в увеличении финансирования.

В настоящее время актуальным является изучение направления, содержания и эффективности образовательных реформ в РК. Тема расходов бюджета на финансирование образования постоянно обсуждается на заседаниях Правительства и депутатского корпуса РК как в плане повышения информированности о процессах формирования, распределения и расходования бюджетных средств, так и в плане получения реальной картины взаимодействия органов власти и общественности в бюджетном процессе в сфере образования.

Цель курсовой работы заключается в исследовании расходов бюджета на финансирование образования.

К задачам курсовой работы относятся:

1. изучить финансовое обеспечение образовательной отрасли;

2. проанализировать механизм формирования бюджета образования.

3. проанализировать структуру бюджета и проследить динамику расходов на образование по статьям;

4. оценить реальную эффективность освоения бюджетных средств, выделяемых на финансирование образования в Республике Казахстан.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили нормативно-законодательные акты: Конституция РК, Бюджетный Кодекс, Закон РК «О бюджетной системе», Закон РК «Об образовании», труды отечественных и зарубежных ученых в области бюджетного процесса, материалы периодической печати, статические и аналитические материалы фонда СОРОС.

Глава 1 Теоретические аспекты государственного финансирования образования

1.1 Сущность государственных расходов

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.