Аудит

На Украине аудиторская независимая деятельность не нашла распространения. В советское время функционировал только государственный контроль, который осуществляли Министерство государственного контроля УССР, а потом Комитет народного контроля УССР, а также ведомственные органы контроля, контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств. После краха командно-административной системы появилась объективная необходимость развития аудита. Он касался прежде всего деятельности совместных предприятий и осуществлялся такими созданными в Украине аудиторскими фирмами, как «Инаудит», «Эрнст энд Янг Украина», а также рядом фирм по аудиту национальных предприятий. Более широкое развитие аудит в Украине получил с выходом Закона «Об аудиторской деятельности» в 1993 г. Аудит осуществляют аудиторы, которые могут работать самостоятельно или в аудиторской фирме.

Аудиторы - это высококвалифицированные специалисты в области учета, контроля и анализа, которые имеют сертификат и лицензию на право ведения аудиторской деятельности. Аудиторы (аудиторские фирмы) проверяют и анализируют производственно-хозяйственную деятельность различных производственно-экономических систем, как правило, на договорной основе, а также составляют заключение о конечных результатах функционирования исследованных систем за определенный период времени. Аудиторские фирмы подразделяются на национальные, в которых работают только аудиторы Украины, и международные, в которых принимают участие аудиторы разных стран.

Деятельность независимых аудиторских фирм государственному управлению не подлежит. Вопросы, связанные с подготовкой, работой и профессиональной защитой аудиторов, регулируют Аудиторская палата Украины (АПУ) и Союз аудиторов Украины (САУ). АПУ осуществляет сертификацию специалистов, занимается аудиторской деятельностью, утверждает нормы аудиторской деятельности, ведет реестр аудиторов и фирм, осуществляющих аудит. Она функционирует как независимый самостоятельный орган на началах самоуправления. Члены палаты работают на общественных началах. Создание САУ связано с нападками на аудиторов в связи с невозможностью точного прогноза банкротства, нераскрытием запутанных мест в отчетах клиентов и др.

По форме и цели осуществления различают аудит внешний (независимый) и внутренний (зависимый, т. е. подчиненный фирме, в которой он производится).

Внешний аудит проводится по договору с аудитором (аудиторской фирмой) и предприятием о выполнении независимой экспертизы финансово-хозяйственной деятельности; разработке рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности хозяйствования; оценке платежеспособности и имеющихся резервов, разработке рекомендаций по улучшению работы предприятия. Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий - клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Так, согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности» аудит предприятий с частной формой собственности, аудит коммерческих банков, фондов, бирж производится ежегодно. Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов. Внутренний аудит представляет собой внутрихозяйственный контроль за формированием затрат по местам их возникновения с выявлением конкретных причин отклонений от нормативной информации; вычленение экстенсивных и интенсивных факторов, недостатков и резервов хозяйственно-финансовой деятельности в первичных производственных подразделениях и обеспечение необходимой информацией всех управленческих служб для принятия ими соответствующих мероприятий с целью улучшения работы предприятия. По масштабам работы внутренний аудит подразделяется на общий, по всем вопросам аудита фирмы в целом, и на локальный, по отдельным направлениям аудита (технологии, учета). Внутренний аудит, где он создан, является обязательным.

Целью и задачей внешнего аудита является подтверждение правильности отчетности и учета, оценка соответствия внутреннего аудита политике и цели деятельности предприятия, а также предоставление заключения о реальности баланса, отчетности и прибыли предприятия.

Целью и задачей внутреннего аудита является изучение бухгалтерской (финансовой) и операционной информации по отдельным статьям затрат, остатков на бухгалтерских счетах и др. , также анализ системы учета и внутреннего контроля для разработки проектов управленческих решений, проведения стратегического анализа, разработки финансового прогноза. Внешний аудит тех фирм, где есть внутренний, с точки зрения их цели и задач необходимо рассматривать как единое целое.

Под объектами аудиторских услуг понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы состояние которых может быть оценено количественно или качественно. Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации, которая обеспечивала бы достаточно целостное представление о предмете аудита.

Общая схема классификации объектов аудиторской деятельности представлена на рис. 1. По своему виду объекты делятся на:- ресурсы;- хозяйственные процессы;- экономические результаты деятельности;- организационные формы управления;- методы управления;- функции управления.

По сложности объекты можно разделить на две группы:- совокупные ресурсы и хозяйственные процессы, целостные системыуправления;_ группы ресурсов и хозяйственных процессов, относительно обособленные части системы управления.

← Пред. стр. 2 из 9 След. стр. →
Вперед: Анализ Закона РФ N1992-1 О налоге на добавленную стоимость
Назад: Валютная и налоговая политика государства в обеспечении условий возврата капитала в Россию
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)