Анализ Закона РФ N1992-1 О налоге на добавленную стоимость

Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации

Кафедра права

Реферат

на тему:

Анализ Закона РФ №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»

Научный руководитель

Студент группы К2-3

Воробейников                                                                                

Москва, 1998

Введение

В налоговой системе России почетное место занимает налог на добавленную стоимость  (НДС), введенный с 1992 г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

По мнению специалистов Госналогслужбы России, налог хорошо собирается (лучше, чем налог на прибыль) и составляет существенную долю всех фискальных поступлений в государственную казну. Посему ни представители законодательной власти, ни представители власти исполнительной, за редким исключением, не имеют намерений в обозримом будущем отказаться от этого налога или существенно изменить порядок его взимания. Юристы же, не вдаваясь в проблемы финансовой семантики, традиционно выделяют правовое несовершенство и коллизионность нормотворческой деятельности государственных органов в части НДС.

Экономисты больше спорят о ставках.

Попытаемся рассмотреть проблему с юридической и экономической точек зрения.

Анализ Закона РФ №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»

Статья 1 Закона о НДС «Общие положения» устанавливает налог как «форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости». Добавленная стоимость, в свою очередь, определяется как «разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Из этих общих положений Закона следует, что:

объектом обложения НДС должна быть добавленная стоимость (если точнее – юридически должен быть подтвержден  факт получения добавленной стоимости);

добавленная стоимость возникает только после факта реализации товаров, работ, услуг. Предоставление же имущества в аренду или заключение договора банковского счета, согласно гражданскому законодательству, не связаны с предоставлением товаров, работ или услуг и, как следствие, не влекут возникновения объекта  обложения НДС;

добавленная стоимость возникает не всегда, а лишь когда появляется разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат. Возникшая разница должна быть положительной, в противном случае ее следует называть не добавленной, а убавленной стоимостью.

Идем дальше. Статья 3 устанавливает, что «объектом налогообложения являются: обороты по реализации … товаров, выполненных работ и оказанных услуг». От сюда следует, что «добавленная стоимость» и «оборот по реализации» не тождественны.

Статья 4 «Определение облагаемого оборота» посвящена определению налоговой базы. «Определяемый оборот определяется на основе стоимости и реализуемых товаров.

Далее, «в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)». Получается: чтобы возник объект, реализация уже не обязательна. Отсюда и НДС с авансовых платежей.

Рассмотрим часть первую статьи 7: «Реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой».  Это положение стоит разобрать подробнее. Налоговый закон вторгается в гражданско-правовую сферу  и понуждает предприятия при заключении сделок изменить существенное условие договоров - цену. Причем на величину, которая называется «сумма налога на добавленную стоимость».