4. Организация бюджетного процесса в муниципальных образованиях

Статья 6 Бюджетного кодекса определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Представительные органы местного самоуправления Новгородской области вправе самостоятельно разрабатывать положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленного законом Российской Федерации «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (в ред. от 31 июля 1995 года) и Законом Новгородской области «О бюджетном процессе в области» от 25 января 1995 года. Например, решением Новгородской городской Думы № 150 от 26 июня 1997 года утверждено «Положение о бюджетном процессе в городе Новгороде». 

В соответствии со статьей 6 Закона Новгородской области «О бюджетном процессе в области» решение о начале работы над составлением проектов бюджетов в области принимает Губернатор области за 6 месяцев до начала нового финансового года. В течение первых 3-х месяцев составляются прогноз социально-экономического развития области, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики, уточняется перечень целевых региональных программ, подлежащих бюджетному финансированию. На основании этих данных комитет финансов области разрабатывает методику формирования бюджетов муниципальных образований на предстоящий финансовый год в соответствии с требованиями законодательства, осуществляет расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов, которые доводятся до органов местного самоуправления. При этом сообщаются следующие данные:

  • проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;
  • дотации и субвенции, трансферт, намечаемые к выделению из бюджета и их целевое назначение;
  • перечень расходов, передаваемых из областного бюджета.

При формировании проекта бюджета Администрация области по согласованию с органами местного самоуправления вправе формировать централизованные фонды при органах управления субъекта Федерации для финансирования программ регионального масштаба, которые не включаются в бюджеты муниципальных образований. Согласно части 2 пункта 3 статьи 6 Закона Новгородской области «О бюджетном процессе в области» «расходы на целевые областные программы предусматриваются в областном бюджете в случае, если они являются общеобластными и не могут быть включены в бюджеты административно-территориальных образований». Например, в областном бюджете на 1998 год предусмотрено выделение 14 миллионов рублей государственному областному унитарному предприятию «Новжилкоммунсервис» для централизованного приобретения материалов и, частично, топлива для муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства области.

При определении нормативов отчислений от регулирующих налогов, сумм субвенций, дотаций, трансфертов не учитываются местные налоги, которые рассматриваются как дополнительные доходные источники муниципальных образований.