3. Организация межбюджетных отношений субъекта Федерации и муниципальных образований

Статья 1 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет бюджетное регулирование как «процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов».

Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе областного бюджета могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых используются в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, а также покрытия дефицита, могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в местные бюджеты.

Организация межбюджетных отношений в Новгородской области осуществляется на основе федеральных законов, на основе закона Новгородской области «О бюджетном процессе в области», законов Новгородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Отношения областного бюджета субъекта Федерации с местными бюджетами базируются на принципах: взаимной ответственности; применения единой методологии, учитывающей индивидуальные особенности муниципальных образований; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам расходов по исполнению государственных полномочий; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов; гласности межбюджетных отношений.

Согласно Закону Новгородской области «Об областном бюджете на 1998 год» наиболее эффективными средствами бюджетного регулирования в Новгородской области выступают:

  • нормативные отчисления от федеральных и областных регулирующих доходов;
  • дотации на содержание бюджетных учреждений социально-культурной сферы и другие;
  • прямая финансовая помощь депрессивным районам области и в виде возмещения предприятиям 4-х муниципальных образований, имеющих статус зон экономического благоприятствования, федеральной доли налогов;
  • субвенции местным бюджетам из стабилизационного фонда субвенций;
  • трансферты муниципальным образованиям за счет средств областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  • часть средств, поступающих Новгородской области как нуждающемуся и особо нуждающемуся региону Российской Федерации в виде трансферта из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом величина отчислений от регулирующих доходов, порядок предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям в виде дотаций, субвенций и трансферта за счет областных финансовых ресурсов устанавливается по единой методике, разрабатываемой Администрацией Новгородской области и утверждаемой областной Думой. В соответствии с областным законом «Об областном бюджете на 1997 год» доля дотаций местным бюджетам, запланированной финансовой помощи муниципальным образованиям из фонда финансовой поддержки местного самоуправления, стабилизационного фонда субвенций, из областного резервного фонда на поддержку сельских, поселковых администраций и приобретение им автотранспорта, а также избирательная финансовая поддержка наиболее депрессивных муниципальных образований в 1997 год составила 42 процента от расходной части областного бюджета.