2. Регулирование субъектом Федерации отношений муниципальной собственности

Анализ нормативной базы свидетельствует о том, что главным структурообразующим элементом финансово-экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение в признании муниципальной собственности и ее равной правовой защите наряду с другими формами собственности (ст. 8, ч.2). Статья 132 Конституции предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое использование и распоряжение имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами, муниципальными предприятиями и организациями, зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения, муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями, а также другим движимым и недвижимым имуществом, органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете — на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Статья 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью относит к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления. Данная норма является основанием для принятия соответствующих решений в муниципальных образованиях. Например, дума г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области решением № 93 от 29 сентября 1997 года утвердила Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью», которым установила состав муниципальной собственности, цели и задачи управления и распоряжения муниципальной собственностью; порядок учреждения, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; источники финансирования мероприятий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование». Пункт 3 статьи 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняет понятие «муниципальное образование», определяя, что «отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования».

Данная статья устанавливает и условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования.