Н.М. Великая. Особенности становления местного самоуправления (сравнительный анализ моделей самоуправления в Ленинградской, Саратовской областях и г. Санкт-Петербурге)

В Саратовской области старались в первую очередь сохранить единое управленческое пространство в рамках всей области путем формирования крупных муниципальных образований (город плюс район), которые и являются субъектами местного самоуправления, где формируется представительный орган. Отдельный город, отдельное село не могут быть муниципальным образованием.

В районах города Саратова, в сельских округах нет представительных органов. Администрации районов и округов являются территориальными структурными подразделениями соответствующих объединенных администраций, главы которых назначаются главами объединенных администраций, но в области каждое село имеет представителя главы муниципального образования.

Между двумя ветвями власти сохраняется тесная взаимосвязь, в том числе и потому, что глава исполнительной власти является одновременно главой местного самоуправления и руководит деятельностью представительного органа. Глава муниципального образования избирается из числа депутатов представительного органа. Рабочий аппарат один и для представительного органа, и для администрации. Губернатор области по закону вправе предлагать кандидатуру на пост главы муниципального образования, что также усиливает позиции исполнительной власти.

Подобная модель обеспечивает прежде всего сохранение единого управленческого пространства в составе районов и их районных центров, включая и крупные города областного значения, но исключает реальное участие граждан в контроле за действиями администрации. Главный ее недостаток — преобладание исполнительной власти в структуре управления.

В Петербурге пошли принципиально иным путем. Здесь, чтобы сохранить вертикаль исполнительной власти и обеспечить управляемость городом, урезали полномочия органов местного самоуправления, сократив количество этих полномочий до 24 (против 30 в федеральном законе).

Муниципальными образованиями в Санкт-Петербурге признаются созданные фактически накануне выборов районы, из которых 82 находятся в черте города (муниципальные округа), а другие 19 представляют собой города-спутники (их 8) и поселки. Численность населения в муниципальных образованиях колеблется от 106 человек до 142 тысяч человек. Как правило, в административный район входит несколько муниципальных образований, большинство из которых имеют не названия, а номера (исключение составляют такие города, как Пушкин, Ломоносов, Кронштадт). В каждом образовании население согласно закону избирает муниципальный совет — представительный орган в составе 9-30 человек в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования (в черте города максимальное количество членов совета — 20 человек, минимальное – 9). Местная администрация избирается муниципальным советом. Должность главы муниципального образования может предусматриваться Уставом муниципального образования, но ее может и не быть. В большинстве муниципальных округов, согласно уже принятым Уставам, избранный Совет выбирает Председателя Совета из своего состава. В городах и некоторых поселках, там, где по Уставу предусмотрен глава администрации или мэр, его может выбирать все население.

У данной модели есть одно, хотя и несколько спорное достоинство. Предполагалось, что муниципальный совет небольших муниципальных образований будет «ближе к народу». Однако реально 10 членов совета в округе с общим населением около 40 тысяч человек не в силах обеспечить этой связи[5].