Л.М. Лысякова. Развитие самоуправления на низовом уровне: сравнительный анализ России и Китая

В 1998 г. Цзян Цзэмин заявил о необходимости развития базовой демократии, стимулирования строительства демократической системы в деревне[7], а 4 ноября 1998 года пятая сессия ПК ВСНП девятого созыва приняла Закон об организации комитетов сельских жителей Китайской Народной Республики.

Пересмотренный закон о комитетах сельских жителей[8] оставил меньше свободы действий для провинциальных и местных властей в сфере деревенского самоуправления, так как в нем присутствует детальная регламентация и толкование основных механизмов и составляющих самоуправления (то, что раньше было в ведении регионов и местных властей), а с другой стороны, деревенские сообщества стали в большей степени независимыми и получили больше полномочий в сфере внутридеревенского управления и контроля.

Практическое значение закона заключается в том, что он ввел единообразную процедуру и порядок организации деревенской жизни, определили перечень дел, находящихся в ведении деревенских комитетов, предоставил определенную защиту от нарушений и злоупотреблений деревенских начальников, легализовал созданный на местах механизм управления деревенским сообществом[9].

Партия в лице местных партийных лидеров смогла адаптироваться к новым условиям деревенского самоуправления и восприняла систему четырех продвижений — «демократических выборов, демократического принятия решений, демократического управления и демократического контроля», осуществляемого в деревнях с помощью выборных комитетов сельских жителей, и стала посредником в отношениях между крестьянами и правительством, сменив неудобную роль сборщика налогов и взносов на роль арбитра в вопросах деления работ и финансового бремени, выполнения закона об ограничении рождаемости.

В новых условиях функция партийного руководства стала заключаться в аккуратном продвижении идеи деревенского самоуправления, чтобы позволить каждой деревне развиваться, в наибольшей степени соответствуя выполнению политики правительства и реализации партийных принципов.

В новом законе, официальных документах, комментариях в прессе, выступлениях часто используется термин «демократический», однако вряд ли следует использовать его в западном понимании. В КНР за этим названием стоит другая реальность: систему, создаваемую в КНР на низовом уровне, некоторые исследователи называют «коллективной демократией» в отличие от западной «демократии индивидуумов»[10]. На первый взгляд, в китайских деревнях реализуются основополагающие элементы демократической системы — прямые выборы, тайное голосование, принцип самоуправления, открытость ведения дел в общине; главным моментом деревенского самоуправления являются регулярные выборы председателя КСЖ и его членов; избирательные кампании и процедуры в деревнях часто имеют открытый демократический характер и так воспринимаются жителями деревни. Однако крестьяне озабочены тем, чтобы защитить коллективные интересы деревни от проникновения государства, выполняя при этом все обязательства перед ним. Одновременно введенные модификации — руководство партии, предварительные консультации, ограничение числа кандидатов, запрет на личное участие в предвыборной кампании меняют смысл и назначение системы, дают государству возможность управлять выборами.

Функция контроля со стороны общины в условиях практического отсутствия судебной системы также приобретает иное содержание. Деревенское собрание имеет право отзыва местного руководителя. Одновременно крестьяне, и новый закон подтверждает это, освоили практику обращения наверх, вскрывая разного рода нарушения в работе местных ганьбу, несоответствие их деятельности законодательству, линии руководства. В условиях самоуправления, экономической самостоятельности деревенских сообществ и выборности деревенских руководителей, связь их с единой партийно-государственной системой ослабляется, так как утрачиваются рычаги контроля и давления, все больше действует механизм местного корпоратизма. Центральные власти пытаются препятствовать развитию негласного влияния фамильных групп в деревнях, нарушать отношения, сложившиеся у местной политической и экономической элиты. Во многих провинциях действует специальный уполномоченный парткома по работе с выборами, его задача, в частности, не допустить полного контроля лиц, представителей одной фамилии, в местных сообществах[11].

← Пред. стр. 2 из 15 След. стр. →
Вперед: И.Д. Саначев. Развитие местного самоуправления
Назад: А.Г. Большаков. Местное самоуправление
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)