Л.М. Лысякова. Развитие самоуправления на низовом уровне: сравнительный анализ России и Китая

В настоящее время осуществляется глубокая трансформация и России, и Китая — стран, граничащих на огромном участке суши. Хотя процесс преобразований в КНР привел к очевидным и ощутимым позитивным результатам, а проводимые в России реформы до сих пор не вывели ее на путь социального и экономического прогресса, совершенно очевидно, что момент подведения итогов еще не наступил ни в одной из этих стран. Изучение реформ управления на низовом уровне в КНР и России позволяет определить векторы политического движения этих стран, а также возможности взаимного обогащения опытом, накопленным соседом.

Особенности политической модернизации в КНР: развитие низовой деревенской демократии

Реформа в деревне является тем моментом, с которого началась и с которым соотносится модернизация всего современного Китая. Введение всеобщих выборов, общих собраний, автономии, самоуправления в деревенских сообществах стало продолжением радикальной реформы не только производственных, но и общественных отношений в деревне, начавшейся с введением системы подворной ответственности.

Центром деревенского самоуправления является избираемый комитет сельских жителей (КСЖ). Эта форма организации самоуправления стала появляться в сельском Китае с переходом к политике реформ. Конституция 1982 г. вернула систему волостей и поселков для управления на низовом уровне в сельской местности, определив комитеты сельских жителей как массовые организации самоуправления[1]. В 1983-1985 гг. КСЖ стали появляться повсеместно. Деятельность их сначала регулировалась разработанными на провинциальном уровне Правилами по работе комитетов сельского населения.

Закон о КСЖ, принятый в 1987 г., задал основные параметры управления жизнью сельских сообществ — прямые выборы председателя, заместителя и членов комитета, срок полномочий избранных лиц, возможность их отзыва, решение важных вопросов на общем собрании. В многочисленных комментариях подчеркивалось, что КСЖ не являются органами политической или административной власти в деревне[2]. Процесс дальнейшего организационного и функционального развития системы КСЖ происходил поэтапно и постоянно контролировался и направлялся из центра[3]. Ключевые признаки самоуправляющейся деревни заключались в создании КСЖ на основе демократических выборов, усиления и совершенствования их работы и системы малых деревенских групп, на периодическом проведении деревенских собраний или собраний представителей, развитии экономики, единства и стабильности, хорошем выполнении крестьянами общих деревенских дел, гражданских обязанностей, всестороннем выполнении всех пунктов установленных государством заданий[4].

В вышедшем через четыре года документе МГА «Руководящие принципы общенационального движения за деревенское самоуправление» указывалась необходимость создания в каждой провинции, городе, уезде, деревне единиц деревенского самоуправления[5].

Деревенские комитеты как организации самоуправления были предназначены для проведения линии партии, государственных законов и постановлений. Самоуправление, а также сопровождающие его демократические процедуры рассматривались в первую очередь как хорошо зарекомендовавший себя способ ведения дел в деревне.

В течение почти двенадцати лет закон, принятый в 1987 году, регулировал проведение деревенских выборов[6].

1 из 15 След. стр. →
Вперед: И.Д. Саначев. Развитие местного самоуправления
Назад: А.Г. Большаков. Местное самоуправление
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Тест (0)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)