К.И. Соколов. Развитие взаимоотношений некоммерческих организаций с бизнесом и средствами массовой информации

Развитие некоммерческого сектора в регионах является одним из важнейших условий становления гражданского общества в нашей стране. Развитый и эффективно действующий некоммерческий сектор — главная опора гражданского общества в любой стране. Однако сегодня его формирование в провинции идет крайне сложно и противоречиво, хотя сегодня в стране уже насчитывается несколько десятков тысяч общественных объединений и некоммерческих организаций.

Под некоммерческой организацией (НКО) здесь понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», за исключением политических.

Проблема

Пока только государство в какой-то мере идентифицирует их с «третьим сектором», отличным как от властных, так и от коммерческих структур. Практически очень слабы контакты НКО с предпринимательскими структурами; в массовом сознании понятие «некоммерческий сектор» отсутствует. Одной из острейших проблем, которую необходимо преодолеть некоммерческим организациям (НКО) в ближайшее время, является развитие продуктивных взаимоотношений с внешней средой: органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими организациями, средствами массовой информации, населением (в основном с представителями целевых групп).

Сегодня чаще всего НКО в регионах стремятся сотрудничать исключительно с органами государственной власти и местного самоуправления, пытаясь найти у них и финансовую поддержку, и помощь в достижении известности. Между тем возможности решить эти проблемы с помощью предпринимательских структур и СМИ используются явно недостаточно.

Научное исследование развития некоммерческого сектора в России и особенно в ее регионах еще только начинается. Большинство изданий о Третьем секторе — методическая литература[1], лишь немногие из них носят комплексный характер[2].

Предполагалось, что представители внешней среды (в данном случае бизнесмены и журналисты) в основном настроены негативно или безразлично по отношению к проблемам некоммерческого сектора, не стремятся к активному взаимодействию с ним. Также было выдвинуто предположение, что представители внешней среды слабо знакомы с деятельностью НКО и что сам некоммерческий сектор недостаточно активен в установлении продуктивных связей с внешней средой.

Эмпирическая база исследования

Автором в 1997-1999 гг. в г. Твери и Тверской области был проведен ряд исследований, касающихся различных сторон деятельности некоммерческих организаций. Эта работа осуществлялась в рамках реализуемых Тверским гуманитарным институтом города проектов, которые направлены на поддержку и развитие организаций некоммерческого сектора в регионе. Финансовая поддержка этих проектов осуществлялась фондом «Евразия», фондом Форда, фондом Мотта, Институтом «Открытое общество». Все исследования связаны между собой и носят в целом комплексный характер[3], и хотя подобная работа еще не завершена, у автора уже имеется возможность обсуждать взаимоотношения некоммерческих организаций с бизнесом и средствами массовой информации.

Мы опираемся на итоги экспертных опросов представителей бизнеса, НКО и СМИ. Исследования отношений бизнеса и НКО проводились одновременно в ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов). Тверская выборка — наиболее представительная (30 фирм), в ней представлены фирмы по отраслям деловой активности в соответствии с их долей в отраслях города с учетом численности работников.