А.Г. Большаков. Местное самоуправление в контексте федерализации российского государства: перспективы институционализации
Реальные федеративные отношения строятся на принципе субсидиарности, обосновывающем приоритет (при прочих равных условиях) прав более мелкой (низкой) общности по сравнению с общностью более крупной (более высокого уровня). В соответствии с этим принципом полномочия по реализации какой-либо компетенции должны передаваться на более высокий уровень лишь в том случае, если нижестоящий уровень не имеет экономических, социальных и прочих возможностей для их реализации.
Так, в сфере распределения полномочий между местным самоуправлением, субъектами Федерации и Федерацией в целом принцип субсидиарности означает, что органы управления субъектов Федерации берут на себя и выполняют лишь те функции, которые местное самоуправление не способно реализовать; в свою очередь, Федерация берет на себя и отвечает за реализацию лишь тех полномочий, которые не способны реализовать ни местное самоуправление, ни субъекты Федерации или которые, с точки зрения интересов индивидов, могут быть более эффективно реализованы Федерацией.
Практика большинства федеративных государств Запада (США, Канада, ФРГ и др.) показывает, что все они имеют более или менее развитую систему местного управления или самоуправления. Большинство таких стран создавало свои федеративные системы «снизу», в интересах отдельного индивида. Локальное сообщество является здесь необходимым связующим звеном между личностью и правительством субъекта Федерации.
Россия сегодня находится в процессе перехода от жесткого централизма к федерализму. Однако реально существующую систему нельзя назвать федерализмом, так как сформирована лишь система взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, основанная на приватизации государственной власти местными региональными элитами (под приватизацией государственной власти имеется в виду фактическая неподконтрольность региональных элит судебным органам всех уровней, вышестоящим властным структурам). Установление региональными элитами (по крайней мере, некоторыми) авторитарной системы власти, полного контроля за распределением и управлением собственностью в субъекте Федерации, использование природных богатств регионов в целях личного обогащения и т.п.
Так, Республика Татарстан первой из субъектов Федерации (15.02.94) заключила с федеральным Центром договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», а таких 13 социально-экономических соглашений, конкретизирующих положения договора. В 1999 году и договор, и соглашения были пролонгированы еще на пять лет. Между тем положения данного договора противоречат не только положениям Конституции Российской Федерации, но и Конституции Республики Татарстан, которая в свою очередь противоречит федеральному законодательству.
В результате постоянных торгов с центром Татарстан имеет сегодня самостоятельность в большинстве сфер кадровой политики и во внешнеэкономических связях. Республика обладает значительными экономическими льготами[3]. Объем полномочий у Республики Татарстан столь велик, что эксперты Совета Европы отмечают: республика не сможет найти на Западе контрагентов, так как федерализм в данных странах до таких высот не поднялся (ни один из субъектов западных федераций, например, не обладает правом заключения внешнеэкономических.
Назад: Н.М. Великая. Особенности становления местного самоуправления
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)