Владимир Авдонин. Муниципальные выборы и референдумы в рязанской области1

Предыстория: Эксперимент Миннаца

В 1993-94 годах в Рязанской области было запланировано проведение эксперимента Миннаца по местному самоуправлению и был подписан соответствующий договор между Миннацем и администрацией области, на основе которого рабочая комиссия разработала пакет предложений. Возглавил комиссию бывший председатель горсовета Э.Вобленко.

Комиссия предложила принять закон Рязанской области «Об устройстве органов власти местного самоуправления», который основывался бы на 3 вариантах организации местного самоуправления — городском и двух сельских.

На городском уровне предполагалось избрание главы муниципального образования и представительных органов местного самоуправления всем населением, а глава муниципального образования фактически являлся главой исполнительной власти и обладал правом вето в отношении решений представительного органа. Предполагалось также введение поста городского директора, которого нанимает муниципальное образование и который занимается непосредственно хозяйственными вопросами, в то время как глава муниципального образования, мэр, осуществляет общее руководство, выполняет политические и представительские функции.

В небольших городах — от 10 до 100 тысяч глава местного самоуправления должен был избираться из состава представительного органа и председательствовать в нем. Представительный орган в этом случае образовывал развитую систему комитетов и комиссий и выполнял административные и представительные функции одновременно.

Для сельских территорий с развитой коммуникационной системой юго-восточной части области предполагалось, что глава муниципального образования будет избираться из состава представительного органа. Последний, так же как в небольших городах, «обрастает» комитетами и комиссиями и нанимает административного работника — районного старшину.

Для сельских северных районов с плохо развитой коммуникационной сетью, где поселения находятся в лесах, предполагалось, что главой администрации области назначается районный комиссар или уполномоченный, который делит власть с представительными органами.

Эта схема была рассмотрена в Областной думе и администрации. Введение этой системы было запланировано до 2000 года. В 1995 году был разработан закон о местном самоуправлении и о выборах должностных лиц и представительных органов местного самоуправления, которые были приняты соответственно 10 и 25 января 1996 года, а также закон о местном референдуме.

От схемы, предлагаемой рабочей группой Вобленко, в законы попала примерно треть наработок. Но сам закон об организации местного самоуправления выглядел совершенно иначе. В нем, в частности, не было деления на 3 типа. Закон предполагал, что район, город и сельские поселения — это муниципальные образования. Структура органов власти местного самоуправления самостоятельно определяется самим муниципальным образованием. Количество депутатов представительного органа местного самоуправления должно было быть не менее 15 для района и не менее 11 для более низкого уровня.

Что касается эксперимента, то он дал некоторый эффект — вызвал внимание к теме местного самоуправления, которая стала обсуждаться в СМИ, и общественный резонанс, примерно треть наработок комиссии вошла в законодательство о местном самоуправлении, были востребованы идеи по типовому уставу. Видимо, большего ожидать было нельзя — средства под проведение эксперимента Миннацем выделены не были. Формально действие договора не было прекращено, но всякую актуальность с началом оформления системы местного самоуправления в регионе он утратил.