Виктор Ковалев. Проблемы местного самоуправления в республике КОМИ (1996-97 гг.)

Ситуация в Республике Коми, видимо, типична для региона, в котором реформа местного самоуправления тормозится. Лишь 28 мая 1997 года был принят «Закон о местном самоуправлении в Республике Коми». Причем по этому закону уровень местного самоуправления в республике ограничивается частями городов, селами и поселками. То есть ни о каких выборах в органы местного самоуправления в городах и районах речь идти не может. В Республике Коми существует довольно жесткая исполнительная вертикаль. Глава республики назначает мэров городов и руководителей районных администраций. Советы городов избираются, но даже по сравнению с советской системой эти советы имеют гораздо меньше полномочий.

История с выборами в органы местного самоуправления в Коми развивается также весьма противоречиво. Постановление о выборах было принято Государственным Советом Республики Коми также в конце мая 1997 г. Этому событию предшествовали длительные политические, юридические и идеологические баталии.

Отношение населения к выборам в органы местного самоуправления

В ноябре 1996 г., когда дискуссии о местном самоуправлении в республике вступали в решающую фазу, в рамках реализации программы «Социально-психологический мониторинг» был проведен опрос общественного мнения о выборах в органы местного самоуправления. Было опрошено 1447 человек.1 Большинство высказалось за проведение выборов глав администраций уже в ближайшее время. Учитывая дискуссии в прессе и требования скорейших выборов, логично предположить, что с тех пор доля сторонников выборности глав администраций могла возрасти.

Несмотря на наличие политической апатии среди широких слоев населения республики и кризис выборов как демократической идеи и института общественного контроля над властью и средства формирования органов управления, почти каждый второй опрошенный житель республики склонялся в пользу проведения выборов глав городских и районных администраций. Причем 22,1% опрошенных считали, что эти выборы могли бы состояться до конца текущего года, а еще 25,8% полагали, что их лучше провести в следующем 1997 году. В то же время 38,1% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос и лишь 9,1% полагали, что назначение глав местных администраций — это прерогатива Главы Республики. При этом существенных отклонений среди сторонников различных точек зрения в разрезе социально-демографических групп не наблюдалось.

Несмотря на то, что отсутствие института местного самоуправления в республике — это в значительной степени проблема общественного сознания, не готового к внедрению этого института, определенный интерес представляли ответы на вопрос: Как Вы считаете, какие условия должны быть созданы для развития местного самоуправления прежде всего ?

  • Преодоление дотационности местных бюджетов 22,5
  • Развитие политических прав и свобод 5,2
  • Свобода слова и печати 6,3
  • Добрая воля вышестоящих властей 10,4
  • Выдвижение подобного требования со стороны населения 12,0
  • Наличие стабильного налогового законодательства 42,0
  • Другое 1,6

Как видим, по мнению каждого второго респондента, ответившего на данный вопрос, важнейшими являются экономические и финансовые основы деятельности местного самоуправления. 42% отметили наличие стабильного налогового законодательства, а еще 22,5% — преодоление дотационности местных бюджетов.

Каждый десятый житель республики одним из важнейших условий для развития местного самоуправления назвал «добрую волю руководителей республики» (10,4%), что сопоставимо с количеством сторонников «выдвижения подобного требования со стороны населения» — 12%.