Сергей Рыженков. Перспективы развития политического анализа реформы местного самоуправления в России

«Опыт Запада показывает, что природа политической системы есть в целом наиболее варьируемый и проблематичный аспект местного самоуправления. Это также наиболее трудная сфера для заимствований. Технические вопросы, такие как менеджмент, бюджетно-финансовые процессы и искусство, требуемое для обеспечения отдельных сфер услуг, есть намного более легкое поле для заимствования из опыта других стран. Но эти предметы не лежат в сердцевине местного самоуправления как демократического института.»3

В России политический анализ местного самоуправления возник с некоторым опозданием. Большинство политологических разработок этого периода, осуществленных как правоведами (Л.Гильченко, Л.Лаптева, И.Умнова и др.), так и политологами (М.Афанасьев, В.Гельман, Г.Марченко и др.), либо не основывались на эмпирических данных, либо носили характер «хроники современности». Очевидно, что выход российских правоведов за рамки чисто правовых аспектов был обусловлен объективной невозможностью реализации принципа полноты описания предмета, не имевшего строгих очертаний, в строгих дисциплинарных рамках.

Важную роль в научном понимании местного самоуправления в 1997-98 гг. стали играть исследования финансовых основ местного самоуправления (работы С.Митрохина, Л.Прониной).

Самым же главным событием нынешнего периода следует считать появление работ, в которых предприняты попытки обобщения материала и осмысление опыта, накопленных на предыдущих стадиях. Так, ряд работ говорят о том, что становление муниципального права в российском правоведении — свершившийся факт (это книги О.Кутафина и В.Фадеева, Комментарий к закону «Об общих принципах...», статьи О.Савранской, Л.Лаптевой. Можно стало говорить и о прояснении перспектив политического анализа местного самоуправления (работы 1997-98 гг. В.Гельмана, С.Митрохина, С.Рыженкова).

Кроме того, начал приобретать осмысленность традиционный для России историко-генетический подход к проблемам местного самоуправления (статьи В.Абрамова, А.Дементьева). Появляются новые методы и темы исследований — социология (Ж.Тощенко), аксиология (Ф.Бородкин) местного самоуправления.

Перспектива междисциплинарности и комплексности

Современная наука требует (формулируя в самом общем виде) обобщения фактических данных, либо опытной проверки теоретически выведенного знания. Что может быть фактом политической науки в сфере местного самоуправления?

Представим себе проведение исследования, репрезентативного для РФ в целом. Придется ли нам иметь дело с большой частью субъектов РФ? Или, может быть, даже со всеми или большинством их административно-территориальных единиц? Нас будут интересовать законодательные акты региональных легислатур, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и определяющих порядок формирования органов местного самоуправления, нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, взаимоотношения региональной, федеральной и местной властей, представительных органов местного самоуправления и должностных лиц, участие партий и общественных организаций в деятельности и выборах органов местного самоуправления, проблемы национально-культурной автономии и традиций местного самоуправления на той или иной территории, бюджетные отношения с региональным уровнем, налоговая база, конфликты, возникающие в сфере местного самоуправления и способы их судебного и внесудебного разрешения, проблемы лоббирования, способы взаимодействия внутри локальной элиты.