Сергей Рыженков. Перспективы развития политического анализа реформы местного самоуправления в России

Что и как сделано и делается

Отечественная научная литература по проблемам местного самоуправления, начиная с 1994 года, стремительно растет.1 В дальнейшем можно ожидать еще большего увеличения числа изданий различного типа, посвященных этим проблемам. Это означает, что пришел или приходит момент специализации, определения, кто и чем в этой сфере занимается.

Дореволюционная российская протополитология возникала на базе исторической науки и правоведения. В советский период именно в сфере государственного права укрывались остатки так и не обретшей самостоятельность политической науки (особенно то, что касается нашей темы). Естественным образом правоведы после перестройки и последующих событий стали пионерами возрождения научного интереса к проблемам местного самоуправления. Книга В.А.Фадеева «Муниципальное право в России», выпущенная в 1994 году, стала наиболее полным и универсальным введением в проблему. В ней через призму юридической науки были рассмотрены практически все принципы организации местного самоуправления, включая политические.

В течение 1994-96 годов выходили работы С.Авакьяна, В.Васильева, Л.Болтенковой, В.Фадеева и др., посвященные политикоправовому анализу принципов организации местного самоуправления, точнее тем моделям, на которых базировались законопроекты о местном самоуправлении, и принятому в августе 1995 года Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Объединяло все эти тексты то, что авторы шли от права, сильный акцент в словосочетании «политикоправовой» приходился на вторую часть слова.

Параллельно, особенно стараниями журнала «Российская Федерация», газет «Российская газета» и «Российские вести», начала регулярно описываться практика реформы местного самоуправления. Рассматривались, как правило, отдельные аспекты таковой — бюджет и финансы, вопросы муниципальной собственности, проблемы территориального деления, организации коммунального хозяйства и социальной сферы, кадров, уставов муниципальных образований. Некоторые из этих материалов, по сути, являлись исследованиями отдельных проблем (например, — Н.Соляника).

Обширную литературу, естественно, породил процесс принятия федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Можно сказать, что обе вышеобозначенные тенденции в этот период слились: практические вопросы искали своего юридического воплощения, юридические формулировки сталкивались с сопротивлением материала практического.

При этом авторы постоянно отсылали к политике и констатировали политическое значение реформы. Но материалов, посвященных собственно политическому анализу местного самоуправления, оказалось немного.

Восточная Европа, пережившая период первоначального накопления исследовательского материала по проблемам реформирования местного самоуправления, ранее исповедовала несколько иной, в большей степени ориентированный на западные стандарты, вариант исследований местного самоуправления: описания и анализ реформ местного самоуправления в Польше, Чехии и Словакии, Венгрии, Румынии соединяли юридические, финансовые, хозяйственные, организационно-структурные, аксиологические, политические аспекты.2 Один из крупнейших исследователей local government А.Нортон, подчеркивая ведущую роль в организации системы местного самоуправления политического начала, предложил восточноевропейским коллегам следующую рекомендацию: