Игорь Семенов. Выборы в органы местного самоуправления в Саратовской области

Амбициозность, энергия, достаточно грубая сила, «крутость», демонстративная аполитичность и антиинтеллектуализм при полной поддержке лично Президента — губернатора Д.Аяцкова, дополненные аппаратной изощренностью, системностью и предельным прагматизмом его молодого заместителя В.Володина, с одной стороны, и, с другой стороны, — ужасающий кадровый голод, продолжающееся падение производства и уровня жизни даже по сравнению с соседними областями, поголовная апатия населения, — таков фон, на котором в конце сентября 1996 года вопрос о выборах в органы местного самоуправления в Саратовской области стал-таки актуальным.

Особенности областного законодательства о выборах

Решение о проведении выборов в органы местного самоуправления 15 декабря 1996 года ОД приняла еще 23 июля, однако реальное отношение к этим выборам характеризует уже то, что до предельной даты обнародования (20 сентября) закон о выборах не был опубликован. Известно, что на встрече с А.Чубайсом губернатор-победитель ставил вопрос о сроках проведения местных выборов в области и глава администрации Президента на пресс-конференции согласился, что население устало от многочисленных выборов и если бы не необходимость следовать законам...

25 сентября неожиданно в пожарном порядке ОД принимаются ряд существеннейших поправок в Закон «О местном самоуправлении», «О выборах в органы местного самоуправления», принимаются Примерные Уставы района Саратовской области и г. Саратова, выборы назначаются на 22 декабря 1996 года. Одновременно предполагается проведение референдумов по принятию Уставов районов области и Устава г. Саратова (все остальные города области с самостоятельными администрациями были срочно объединены с районами, чему был посвящен в этом случае первый вопрос референдумов в этих районах). Ввиду отсутствия областного закона о референдуме они проходили по постановлениям соответствующих глав администраций, причем порог явки был установлен в 25% (как и по выборам, — что, кстати, в некоторых районах даже вызвало протесты районных прокуроров, — однако с Генеральной прокуратурой вопрос был «утрясен»).

Главной особенностью внесенных изменений было исключение прямых выборов глав районных и городской администраций (их теперь должны были выбирать депутаты районных собраний из своего числа) и выборов уровня ниже районов области (главы этих муниципальных образований — сел, поселков, районов в городах — должны назначаться главой администрации района). Интересно, что в законах области «О местном самоуправлении» и «О выборах в органы местного самоуправления» были сохранены разные возможностей организации местного самоуправления, разрешаться же они в пользу того или иного варианта должны были только в Уставах муниципальных образований, которые, в свою очередь, населением еще не были приняты. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация — выборы в области проходили по системе, которая не была утверждена вообще никаким легитимным органом власти. Усугубляло ситуацию то, что в некоторых районах области действовали Уставы, принятые еще Советами, где, естественно, была установлена норма прямых выборов главы исполнительной власти.

Основной причиной введения непрямых выборов глав администраций была забота об усилении контроля областного руководства за ними. Самим главам было объяснено, что это делается ради слабых глав, которые не пройдут через прямые выборы (в дальнейшем выборы по новой системе, напротив, стали тестом на прочность). Что касается избирателей, то им вообще ничего объяснено не было.

← Пред. стр. 2 из 7 След. стр. →
Вперед: Владимир Авдонин
Назад: Андрей Рогожин
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)