Игорь Егоров. Реакция на постановление конституционного суда России в удмуртской республике

Политический контекст

Общий характер политико-административной реформы в Удмуртии

9 апреля 1996 года открылась пятая сессия Государственного Совета Удмуртской Республики, которая рассмотрела проекты Законов «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», «О разграничении государственной собственности Удмуртской Республики», «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике». В комплексе эти документы составляли правовую основу реформы политической системы Удмуртской Республики.

Закон «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» был принят за основу 78 голосами «за» и 7 «против» при пяти воздержавшихся. Такое соотношение голосов, в среднем 70 против 10 при различных постановках вопросов для голосования, сохранялось на протяжении всего рассмотрения законопроекта.

Этот документ исходил из положения о том, что Государственный Совет Удмуртской Республики «самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в Удмуртской Республике», а также из конституционного положения о том, что государственная власть распространяет свое влияние на всей территории республики. Далее определялось, что во всех административно-территориальных образованиях на территории республики создаются органы государственной власти в лице Советов депутатов. Речь шла о том, что данные Советы образуются в районах, городах, районах в городах. А «территориями муниципальных образований в Удмуртской Республике, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, являются сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются в порядке, определенном Государственным Советом Удмуртской Республики» (Статья 5 Закона).

Статья 21 Закона определяла порядок назначения и освобождения от должности главы администрации административной единицы:

«Глава администрации района, города назначается и освобождается от должности Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики (в проекте было «председателем» — И.Е.) по представлению Председателя Правительства Удмуртской Республики и согласованию с Советом депутатов района, города.

Глава администрации района в городе назначается и освобождается от должности Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики по представлению главы администрации города, председателя Правительства Удмуртской Республики и по согласованию с Советом депутатов соответствующего района в городе.»

Глава администрации района, города, района в городе имел право опротестовывать решения представительного органа.

В переходный период в районах, городах и районах в городах образовывались Объединенные Советы, состоящие из депутатов местного самоуправления и депутатов Государственного Совета, избранных от данной территории. Президиум Государственного Совета назначил главами местных администраций как государственных органов власти прежних глав местного самоуправления.

Политика расширения сферы влияния государства не ограничивалась сферой компетенции местного самоуправления. Аналогичную политику Президиум Государственного Совета стал проводить и по отношению к акционерным обществам, в уставном капитале которых имелся государственный пакет.

Таким образом, реформа имела целью соединение в лице регионального руководства законодателя, хозяйственника и общественно-политического центра. Регион превращался в корпорацию с чертами политической партии.