Галина Люхтерхандт. Ценности местного самоуправления в западноевропейских демократиях

Местное самоуправление гарантируется законодательством практически всех западных демократий, что зафиксировано Европейской хартией местного самоуправления, конституциями ФРГ, Австрии, земельными законами Швейцарии и отдельными законами Британии и США. Практически везде местному самоуправлению предоставлены относительно широкие компетенции.

Важно подчеркнуть, что самоуправление как участие граждан в управлении может успешно функционировать только в том случае, когда уже существуют элементы гражданского общества и самоорганизации. Именно поэтому партии, союзы и объединения граждан на местном уровне имеют большое значение. Задачи местного самоуправления невозможно выполнять как неполитические. Жесткое разделение «чисто» политических задач и задач местного самоуправления восходит к представлениям о недемократическом государстве. Коммунальный уровень играет ключевую роль в строительстве демократической инфраструктуры всей политической системы. Деятельность на этом уровне расценивается гражданами как политическая деятельность. Попытки деполитизации деятельности на этом уровне, предпринятые в США и Канаде, имели следствием снижение участия граждан в выборах.1

Гарантии местного самоуправления предполагают определенный уровень персонального, организационного и планового суверенитета общины.

В содержание права на самоуправление входит:

  • самостоятельность в вопросах принятия правовых норм — положений, уставов и постановлений, актов местного права, обязательных для исполнения всеми, кого они касаются;
  • самостоятельность в решении кадровых вопросов — в формировании штатов органов управления, — это означает, что не государство направляет персонал на работу в общину, а она сама принимает решение о том, кто будет исполнять административные функции;
  • самостоятельность в вопросах управления, то есть в возможности принимать и исполнять решения;
  • самостоятельность в финансовых вопросах — право вводить и взимать налоги и сборы, необходимые для осуществления полномочий;
  • самостоятельность в вопросах планирования, составлении перспективных планов застройки и проведении подготовительных работ для градостроительства;
  • самостоятельность в составлении плана использования площадей на всей территории общины.

Местное самоуправление рассматривается в западных демократиях как один из важнейших принципов, обеспечивающих связь граждан с государством, возможность их участия в государственном управлении. Для каждого отдельного гражданина государство большей частью предстает как некий абстрактный институт, существование которого они ощущают лишь при выплате налогов или контактах с полицией. Если заинтересовать отдельного гражданина в участии в решении вопросов местного уровня, между ним и государством устанавливается связь через общину, уезд или округ: он участвует в строительстве «своей» спортплощадки, обеспечении работы пожарной охраны, содействует развитию культуры через свои союзы. Эта деятельность осуществляется с учетом местной специфики и в соответствии с местными потребностями, которые лучше всего известны местным жителям, а не чиновникам вышестоящих инстанций. При выдвижении своих требований граждане должны учитывать финансовые возможности общины: не каждому поселению нужен театр или бассейн. Функционирующее местное самоуправление обеспечивает и развитие личной инициативы.