Галина Люхтерхандт. Местное самоуправление в новых землях Германии

Гарантии на местное самоуправление зафиксированы в Основном законе Федеративной Республики Германии (ст. 28 абз. 2): «общинам должно быть предоставлено право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества.3 Союзы общин также пользуются правом местного самоуправления в рамках их законной компетенции на основе законов. Законодательство должно обеспечивать «жизнеспособ-ность общин и союзов общин, и прежде всего в финансовом отношении.» И федерация, и земли обязаны учитывать роль правовых гарантий применительно к самоуправлению и не имеют права вмешиваться в осуществление коммунами их полномочий. Государство в Германии строится не сверху вниз, а — снизу вверх — от общин и объединений общин, районов и округов к землям и федерации. Децентрализация властных полномочий, вертикальное разделение компетенций между конкурирующими субъектами власти — коммунами, землями и федерацией должно сочетаться с принципом близости к гражданам — осуществлением контроля за властями и участием граждан в управлении на широкой демократической основе.4

Содержание права общин на самоуправление реализуется:

  • путем принятии уставов и постановлений, местных «адаптирующих» федеральные или земельные, законов;
  • в решении кадровых вопросов — составе и подборе кадров, работающих в коммунальных административных органах;
  • посредством осуществлении управления при исполнении собственных решений;
  • в определении размера и взимании налогов и сборов, например, поземельного налога или налога на промысловую деятельность;
  • в планировании застройки и развития общины.

Каждая из земель определяет законодательные рамки, в которых действует местное самоуправление. Они существенно отличаются друг от друга не только названиями представительных органов — совет общины, представительство общины, представительство города и т.д., но характером структуры и механизмов взаимодействия представительных органов и городских чиновников, а также способами контроля их деятельности общинами. Две основные формы организации местного самоуправления — южно- и северогерманская представляют своего рода «парламентскую» и «президентскую» модель формирования органов руководства общиной. В северогерманской модели избираемый членами коммуны совет является вышестоящим органом по отношению к главе администрации — городскому директору, избираемому советом и подотчетному ему. Председатель совета — бургомистр работает чаще всего на общественных началах. Южнонемецкая модель предполагает прямые выборы населением как совета, так и бургомистра, являющегося одновременно и председателем совета. Есть и смешанные модели: т.н. магистрское и бургомистрское уложение.5 Общим для всех моделей является свободный мандат на муниципальном уровне, не связывающий избранного члена совета указаниями его партии. Тем не менее и на коммунальном уровне принадлежность к партии играет важную роль не только при выборах, но и при формировании исполнительных органов и фракций советов. Член совета, кроме того, не может одновременно работать служащим или рабочим в других органах данной общины.

Для выполнения своих задач общины объединяются в публично-правовые корпорации, которые осуществляют властные полномочия на данной территории. Районы (уезды), объединяющие ряд общин, являются одновременно и самоуправляющимися территориальными корпорациями и — нижними органами государственного управления и имеют свои представительные органы. Большие поселения, — например, города, не входят в состав района. Округа, объединяющие несколько районов, выступают промежуточным звеном между местным и земельным уровнем, это — чисто административные образования, не имеющие своих представительных органов.

← Пред. стр. 2 из 7 След. стр. →
Вперед: Сергей Рыженков
Назад: Андрей Замотаев
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)