Андрей Рогожин. Местное самоуправление в Волгограде: год после выборов

Городская администрация твердо решила инициировать выборы и мэра, и представительного органа осенью текущего года... 1, — таким симптоматичным выражением, прозвучавшим в конце мая 1995 г. на совещании глав районных и городских администраций, мэр Волгограда Ю.Чехов положил практическое начало процессу возникновения в области системы местного самоуправления в ее современном варианте. Направленное им немедленно после данного заявления в адрес Волгоградской областной Думы официальное письмо послужило основанием для рассмотрения этого вопроса на состоявшемся 29 июня заседании Думы. Стремление Ю.Чехова провести выборы несмотря ни на какие препятствия в полной мере нашло свое отражение в оглашенном им на данном заседании намерении своей администрации в случае отказа Думы назначить выборы — организовать их на основе волеизъявления горожан.2

Эта категоричная позиция была основана на ранее принятом (декабрь 1994 г.) областной Думой и вступившем в действие (март 1995 г.) законе «Об организации местного самоуправления в Волгоградской области». Имело место также наличие кабинетной договоренности с действовавшим главой администрации области И.Шабуниным о невмешательстве в проведение данных выборов. Все это не оставляло депутатам возможности для отказа. Хотя возражения, — причем возражения в том числе со стороны депутатов областной Думы от КП РФ, что выглядит особенно примечательно в свете последующих для партии результатов данных выборов, — были.

Прежде всего, они основывались на очевидной целесообразности финансовой экономии — совмещении по срокам выборов в органы местного самоуправления в Волгограде и на территории области в целом. В частности, депутат Ю.Ткаченко (КПРФ) заявил по данному поводу: «...противников выборов в Думе однозначно нет, но финансовое состояние заставляет заботиться об экономии средств»3, подразумевая при этом как раз перенос предлагавшихся выборов на несколько более поздний срок, и совмещение их с выборами депутатов Государственной Думы в декабре того же 1995 г. Но заявление Ю.Чехова о готовности финансировать выборы за счет г.Волгограда, — хотя бюджет областного центра есть по сути лишь внутренний карман все того же бюджетного кафтана региона, — ликвидировало почву и под этими возражениями.

В итоге постановлением «О выборах в Волгоградскую городскую Думу и главы администрации города Волгограда» №23/207 выборы в органы местного самоуправления на территории областного центра были назначены областной Думой на 1 октября 1995г.

Описанное развитие событий с определенностью позволяет заключить, что наиболее заинтересованной стороной в проведении данных выборов выступила администрация Волгограда. Поскольку общественные или политические организации области, — включая, как видно, и КП РФ, — на тот период явно не проявляли какого-либо заметного интереса к этой проблеме, и равным образом она не беспокоила и население города в целом, ясно, что эта заинтересованность может быть объяснена только внутренними выгодами, даваемыми администрации и лично независимому и энергичному мэру, каким в полной мере зарекомендовал себя Ю.Чехов, законом об организации местного самоуправления.

Много позже представитель президента в Волгоградской области Е.Кузнецов, — являющийся также, что надо отметить особо, членом Совета по местному самоуправлению при Президенте России, — назвал в числе первоочередных достоинств выборных органов местного самоуправления ограничение ими в силу самого факта собственного существования власти глав региональных администраций.4