Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР

Курсовая работа: Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу "Государственное право"

по теме: "Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР"

Содержание

Введение

1. Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета

2. Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР

Заключение

Литература

Введение

Переживаемый постсоветским пространством кризис носит системный характер и имеет, очевидно, истоки в особенностях формирования качественно новых социальных идентичностей.

Наиболее интересной и сложной в свете данных процессов представляется проблема зон ограниченного суверенитета - "непризнанных государств". "Непризнанные государства" постсоветского пространства - Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах зарекомендовали себя как относительно самостоятельные социальные субъекты, о чем говорит опыт независимой государственности, исчисляющийся периодом 12-14 лет.

В данной работе поставлена цель проанализировать зоны ограниченного суверенитета на примере непризнанных территорий бывшего СССР.

На основании цели поставлены следующие задачи:

дать определение суверенитета, перечислить его основные признаки;

ввести понятие зон ограниченного суверенитета и провести их классификацию;

изучить непризнанные территории бывшего СССР - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Нагорный Карабах их геополитическое положение и пути их международного признания.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета

Согласно М.В. Ильину существуют четыре основных признака суверенности государства [1]:

внутренний суверенитет факта господства (суверенитет властителя);

внутренний суверенитет признания (суверенитет народа);

внешний суверенитет факта господства (суверенитет государства);

внешний суверенитет признания (суверенитет нации).

Важнейшим показателем государственности является наличие территориального суверенитета [2]. Территориальный суверенитет это компетенция государства в отношении его территории. Территория не находится и не может находиться в правовых отношениях с государством. Правоотношения возможны только по поводу территорий. Как юридическое понятие территория государства может рассматриваться лишь опосредовано, через правовой режим, установленный в отношении территории на основании принципа территориального верховенства. Юридическая природа государственной территории раскрывается в соответствующих властных установлениях государства и в отношениях одного государства с другими государствами по поводу территории.

В то время как суверенитет есть юридическое обозначение статуса государства, юрисдикция государства характеризует конкретные аспекты этого статуса, прежде всего определенные права, привилегии и компетенцию.

Существенным признаком территориального суверенитета государства является принцип неотчуждаемости государственной территории. Он предполагает, что никакая часть государственной территории не может быть отчуждена в какой-либо форме другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства. Но существуют ситуации, когда и без передачи территории одного государства другому принцип неотчуждаемости территории нарушается в такой мере, что может возникнуть вопрос о территориальном верховенстве соответствующего государства. Например, если иностранные военные базы размещены на основе договора, но при политическом или ином давлении боле сильного государства, такую ситуацию нельзя квалифицировать иначе как ущемление суверенитета соответствующего государства.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ обеспечивает целостность и государственной, и национальной территории, в пределах которой данная нация исторически сложилась и развивалась как социальная общность.

Относясь к самонастраивающимся системам, территориальная система государства включает два уровня территориальной организации, где первый уровень, - это система экономической организации территории, а второй уровень - национальная система территориальных единиц, существующая в виде либо административной, либо национально-государственной, либо федеративной системы территориальной организации.

Территория как подсистема государства является материальным отражением уровня развития цивилизации и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве государства. Территориальное устройство государства определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием экономической системы, политических, социальных и правовых институтов. Оно выступает в социально-экономическом развитии общества одновременно и как фактор развития, и как результат этого развития.

Конституционно-правовая стабильность и неизменность территориальных пределов государства основываются на принципиальном положении о том, что государственность в принципе неделима. К правовым гарантиям стабильности режима территории относятся [3]:

а) принципы международного публичного права, среди которых выделяются: принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ; принцип мирного решения международных споров; принцип неприменения силы;

б) институт остаточного (номинального) суверенитета;

в) институт приобретательской давности;

г) договорный режим границ;

д) система внутреннего права.

Обеспечение стабильности правового режима территории осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера. К структурным механизмам международного характера относятся Совет Безопасности ООН, Международный суд, Специальные органы ООН (Совет по Опеке, Комитет по несамоопределившимся территориям) и др. Структурные механизмы такого обеспечения в национальных государствах включают, прежде всего, конституции государств и Верховный или Конституционный суд.

Среди материально-правовых механизмов обеспечения стабильности правового режима территории Российской Федерации можно выделить:

конституционное закрепление государственной целостности как принципа федеративного устройства Российской Федерации [4];

1 из 7 След. стр. →
Вперед: Значение политики президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер
Назад: Центральноазиатский регион в международном аспекте
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Тест (0)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)