Взаимодействие Мексики и США в рамках НАФТА

Курсовая работа: Взаимодействие Мексики и США в рамках НАФТА

Введение

Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады.

Цель работы: проанализировать взаимодействие Мексики и США в рамках НАФТА

Задачи работы:

1. Проанализировать роль Латинской Америки во внешней политике США

2. Охарактеризовать основные направления мексикано-американского сотрудничества в рамках НАФТА

3. Рассмотреть основные экономические и внутриполитические проблемы, связанные с НАФТА

I. Роль НАФТА во взаимодействии Мексики и США

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) вошло в силу в январе 1994 г., результатом чего стало создание одного из самых крупных торговых блоков на земле, объединившего все три государства Северной Америки. В известном смысле оно было продолжением более раннего соглашения о свободной торговле, существовавшего между США и Канадой. Вступление в НАФТА имело для Мексики колоссальное экономическое и политическое значение. Хотя создание торгового блока было проявлением общемировой тенденции к экономической интеграции, каждая из центростремительных сил, участвовавших в процессе его строительства, исходила из собственных конкретных экономических интересов. Мексиканская правящая элита рассчитывала посредством вступления в НАФТА решить ряд острейших народнохозяйственных проблем, таких как привлечение иностранных капиталовложений и новой, передовой технологии, обеспечение надежных рынков для мексиканских экспортных товаров, увеличение занятости работоспособного населения и др. Для достижения этих целей Мексика должна была доказать северным соседям стабильность своей экономики и последовательность своей экономической политики. Вхождение в зону свободной торговли с США и Канадой было для Мексики сопряжено с немалым риском быть просто поглощенной северными гигантами, ведь по объему производства ее экономика составляет лишь 5% от показателя США. Но потенциальные выгоды были слишком велики.

Североамериканское соглашение о свободной торговле предусматривает регулярные консультации стран-участниц по проблемам взаимного интереса, включая регулирование в области здравоохранения (чтобы уменьшить разрыв в стоимости рабочей силы), субсидирование производства в ряде отраслей, стандартизацию правил установления происхождения товаров, установление стандартов качества, а также создание легальных процедур компетентных органов для разрешения коммерческих споров.

С момента вступления в силу НАФТА предусматривало немедленное устранение мексиканских таможенных тарифов на 5900 импортных позиций из США и Канады (главным образом машины, оборудование и незавершенное производство), на которые приходится около 40% объема всей мексиканской внешней торговли. Оставшиеся товары были дифференцированы в тарифной диспозиции в соответствии с 50%-ной, 10%-ной, 15%-ной и 20%-ной ставками. Соединенные Штаты отменили тарифы на 3100 импортных позиций мексиканских товаров, что довело удельный вес мексиканских экспортных товаров, беспошлинно поступающих на американский рынок, до 80% общего объема мексиканского экспорта. 4200 позиций уже раннее были включены в Генеральную Систему Преференций (ГСП) и тем самым были освобождены от обложения таможенными тарифами. Таможенное обложение оставшихся товаров намечалось отменить соответственно через пять, десять или пятнадцать лет, таким образом, чтобы на товары, конкурирующие с продукцией наименее эффективных отраслей, как в США, так и в Мексике, тарифы сохранялись в течение наибольшего срока. Впоследствии период либерализации был сокращен. Соглашение также регламентирует торговлю услугами, включая наземный транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, а также предусматривает либерализацию правительственных закупок.