Участие России в Интеграционных процессах

Курсовая работа: Участие России в Интеграционных процессах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского»

Экономический факультет

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Участие России в интеграционных процессах

Курсовую работу выполнил

Студент I курса

Группы 713-1

Филипенко Дмитрий Сергеевич

Научный руководитель:

Хазан Мария Юрьевна

Ассистент кафедры «Мировая экономика»

Нижний Новгород

2007

Оглавление

Введение

Глава I. Общая характеристика процесса интеграции

§1. Понятие и сущность интеграции

§2. Факторы, определяющие интеграционные процессы

§3. Механизмы интеграционных процессов на примере ЕС

Глава II. Деятельность России в интеграционных группировках

§1.  Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина

§2. Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества

§3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств

Глава III. Перспективы интеграции России в мировую экономику

§1. Сотрудничество в рамках Европейского Союза

§2. Перспективы  расширения роли Шанхайской Организации Сотрудничества

§3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии

Заключение

Источники и литература:

Введение

В настоящее время не одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. Международная торговля и интеграция в те или иные группировки становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей каждого государства. В этом процесс Россия занимает одно из ведущих мест. После распада СССР и крушения интеграционных группировок, основанных на противостоянии капиталистической системе и на неоспоримом лидерстве Советского Союза, перед Россией встала проблема самоопределения и вступления в те или иные международные организации. В настоящее время РФ является полноправным членом основных региональных и мировых интеграционных группировок и активно участвует в их деятельности. Россия является самым большим по площади государством, обладающим колоссальными природными ресурсами, от поставок которых во многом зависит энергобезопасность Европы и мира в целом. Кроме того в последнее время Россия активно заявляет о своей самостоятельной внешней политике, о несогласии с политикой двойных стандартов и попытками построения однополярного мира. С учетом этого актуальной становится задача изучения роли России в интеграционных процессах.

Цель: изучение мировых интеграционных процессов, проходящих с участием России

Задачи:

1. Исследовать деятельность России в основных интеграционных группировках;

2. Проанализировать перспективы интеграции России в мировую экономику.

Глава I. Общая характеристика процесса интеграции

§1. Понятие и сущность интеграции

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.

Другая форма — таможенный союз —предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.