Свободные экономические зоны

Курсовая работа: Свободные экономические зоны

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Мировая практика создания СЭЗ...........………………………..……………..6

2. Виды свободных экономических зон, и факторы, влияющие на их выбор...7

2.1 Промышленно-производственные зоны…………………………………….7

2.2 Технико-внедренческие зоны………………………………….……………..7

2.3 Туристическо-рекреационные зоны…………………………………………7

2.4 Портовые зоны …………………………………………………….……….....8

2.5 Факторы выбора вида экономической зоны…………………………...……8

2.6 Классификация СЭЗ по видам в WEPZA………………………..…………..9

2.6.1 Wide area(Большие зоны)…………………………..……………………….9

2.6.2 Small area (Маленькие Зоны)………………………….……………………9

2.6.3 Industry Specific (Зоны Промышленности)………………………………10

2.6.4 Зоны выполнения условий…………………………...……………………10

3. Резиденты СЭЗ…………………………………………………...……………11

3.1 Резидент промышленно-производственной СЭЗ…………….……………11

3.2 Резидент технико-внедренческой СЭЗ………………….………………….11

3.3 Резидент туристско-рекреационной СЭЗ…………………..………………12

3.4 Резидент портовой СЭЗ……………………………………………………..12

4. Принципы создания эффективно функционирующей СЭЗ………………..14

5. Проблемы выживания СЭЗ в России……………………………….…….….17

6. Условия эффективной реализации концепции по созданию СЭЗ…...…….22

Заключение…………………………………………………………..………...…24

Список использованной литературы……………………..………………….....25

Приложение………………………………………………..……………..………26

Введение

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 [1] СЭЗ, но к этому числу нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 15-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших условиях?

Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек. При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

Сейчас в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Есть зоны, ориентированные на внешний рынок, есть - на внутренний. Для решения этих задач там действуют всевозможные льготы по таможенному, арендному, валютному, визовому, трудовому и прочим режимам, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В таких зонах функционирует около трети мировых банковских депозитов развитых стран.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.

В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как: привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий; активизация экономики путем привлечения иностранного капитала; поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов; насыщение внутреннего потребительского рынка; повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы; создание современной рыночной инфраструктуры; ускоренное развитие депрессивных районов; приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

1. Мировая практика создания свободных экономических зон