Стратегии международной экономической деятельности Украины

В Украине были приняты законы, которые создают номинальные возможности для включения её экономики в мировое хозяйство и международное разделение труда. Это, в частности, Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования» и др. [1],[2]

Итак, чтобы внешнеэкономическая политика была успешно реализована, необходимо системное и комплексное решение ряда проблем, связанных с её формированием и осуществлением. Речь идёт о таких системных преобразованиях, как формирование экономических основ развития международных хозяйственных связей страны, создание политических условий и правовых основ формирования внешнеэкономической политики.

Реализация экономической и социальной политики в Украине в будущем будет в большей степени зависит именно от того, на сколько внешнеэкономическая политика будет отвечать реалиям переходного периода, а также на сколько успешно будет реализовываться на практике модель открытой конкурентной экономики, которая позволит Украине привлечь необходимые материальные, финансовые и технологические ресурсы с одной стороны, и использовать внешние рынки сбыта отечественного производителя - с другой.

Этой теме посвящены работы: А. Гальчинского [7], В Гейца [7], О.А. Кириченка [8], Д.Г. Лукьяненка [13], А.С, Филипенка [14] и др.

В исследованиях были выяснены теоретические и практические аспекты реальных возможностей экономики Украины, определён принцип формирования и осуществления внешнеэкономической деятельности.

Тем не менее, остаются нерешенные вопросы общей проблемы. Остаётся много вопросов, которые нуждаются в более детальном рассмотрении и теоретическом обобщении. К ним относятся: закономерности развития механизма внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной трансформации; геополитические и геостратегические ориентиры для широкого интегрирования экономики Украины в систему международного разделения труда; противоречия в формировании целостной системы международного содружества и сотрудничества; политические основы внешнеэкономической стратегии, её принципы и основные направления в период становления государственности; факторы формирования международного имиджа Украины; сравнительные и конкурентные преимущества как материальные условия формирования внешнеэкономической политики и т.д. [8, с. 64].

На современном этапе формирования глобальной экономической системы на постиндустриальных основах экономический рост отдельных стран и их международная конкурентоспособность определённой степенью обусловливается транснационализацией национальных экономик. Под этим процессом следует понимать объективные процесс возникновения и развития экономических связей между национальными хозяйствами разны стран, который охватывает все сферы общественного воспроизводства и приводит к появлению и развитию интернационального хозяйства в организационной форме транснациональных корпораций [13, 121].

Реальная трансформация внешней экономики Украины предусматривает взаимосвязь всех факторов внутриэкономического развития с изменениями в соотношениях между ними. Основными причинами интеграции Украины в мировое хозяйство является:

- системная рыночная трансформация;

- реструктуризация экономики;

- формирование открытой экономики, развитие не только торговли, а и движение факторов производства между странами [7, 68].

Интеграция Украины в мировую экономическую среду зависит от трансформационных процессов, которые, способствуя росту конкурентоспособности субъектов хозяйствования, будут определять направление и формы взаимодействия национального народного хозяйства с мировым. Рыночная трансформация экономики предусматривает решение внутриэкономических проблем путём адаптации переходной экономики к внешней рыночной среде, которая эволюционирует. Процессы внутренней трансформации следует рассматривать одновременно и как процессы вхождения Украины в международную экономическую среду, поскольку формирование внешнего сектора экономики является составной формирования рыночной экономической системы.

Сегодня обостряется тенденция создания и дальнейшего развития высокоинтегрированых экономических систем, которые объединяют страны, близкие по географическому положению, уровнем экономического и культурного развития. На данный момент можно выделить 3 основных интеграционных группы: Европейский Союз, Североамериканская зона свободной торговли и объединения стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Это имеет весомое влияние на формировании внешнеэкономических связей Украины, которая должна обращать внимание на существование таких групп, учитывать особенности внешнеэкономической политики стран-участниц таких объединений. Таким образом, ориентация внешнеэкономических связей Украины с центрами мировой экономики должна осуществляться при условии соответствия интересам национальной экономики, реализации которых может мешать давление со стороны этих центров. Требование международных организаций и объединений по поводу либерализации внешнеторговых связей должно быть сбалансировано с потребностями украинских производителей экспортной продукции и продукции, которая конкурирует с импортом.

Формирование многофункциональной модели внешней экономики Украины не ограничивается определением задач и места страны в отношениях с интеграционными объединениями. Важным внешним фактором становления такой модели является сотрудничество со странами СНГ, и Россией в первую очередь [6, 355].

1.2 Концептуальные основы международной экономической политики Украины

Рассмотрим, какие же основные принципы и положения должны быть положены в основу разработки стратегии внешнеэкономической деятельности Украины.

Прежде всего, речь идёт об обеспечении суверенитета Украины в международных хозяйственных связях, гарантирование её национальной и внешнеэкономической безопасности.

Во-вторых, вся совокупность внешнеэкономических связей должна быть основана на строго эквивалентном, взаимовыгодном обмене, международном разделении и кооперации труда.

В-третьих, взаимосвязь с мировым хозяйством должна опираться на комплексную, гибкую и динамическую государственную внешнеэкономическую политику, в основу которой положено максимальную хозяйственную свободу непосредственных производителей и экспортёров товаров и услуг - предприятий, фирм, банков, корпораций, концернов, кооперативов, юридических и физических лиц.

← Пред. стр. 2 из 4 След. стр. →
Вперед: Экономический анализ коррупции
Назад: Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)