Стабилизационный фонд Российской федерации

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Правовое положение Стабилизационного фонда определяется Бюджетным кодексом РФ.

Глава 13.1 Бюджетного Кодекса (статьи 96.1 - 96.5), определявшая механизм формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ, введена Законом 2003 г. N 184-ФЗ, принятым в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 мая 2003 г. "О бюджетной политике в 2004 году".

В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. указано на необходимость продолжения политики аккумулирования "конъюнктурных" доходов бюджета в Стабилизационном фонде РФ. Как отмечено в Бюджетном послании, средства Стабилизационного фонда РФ сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга [4]. При этом необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде РФ с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема ("фонд будущих поколений"). Объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП [5].

В рамках данного поручения Законом 2007 г. N 63-ФЗ гл. 13.1 из Кодекса исключена и введена гл. 13.2, предусматривающая использование в бюджетном планировании методологии "ненефтегазового баланса". Данная методология в целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательства в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений предусматривает раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, а также определяет механизм формирования и использования Резервного фонда и Фонда будущих поколений. В свою очередь, в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. Законом 2007 г. N 247-ФЗ в Кодекс и Закон 2007 г. N 63-ФЗ (в части норм Кодекса в редакции этого Закона, не вступивших в силу) внесен ряд системных поправок, предусматривающих замену термина "Фонд будущих поколений" на термин "Фонд национального благосостояния", а также уточняющих направления использования Фонда национального благосостояния [6].

Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что средства Стабилизационного фонда РФ по состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не позднее 1 февраля 2008 г.

Объем зачисления средств Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд исчисляется как 10% прогнозируемого на 2007 г. объема ВВП, указанного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 гг., представляемого в составе документов и материалов в Государственную Думу одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года". Оставшиеся средства Стабилизационного фонда РФ зачисляются в Фонд национального благосостояния [7]. Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2008 г., за исключением средств Стабилизационного фонда РФ и остатков, по которым Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" или международным договором РФ установлен иной порядок их использования, а также остатков в объеме до одной двенадцатой утвержденных на 2008 г. указанным законом общего объема расходов федерального бюджета, в срок, не превышающий 15 дней после дня рассмотрения Правительством РФ отчета об исполнении федерального бюджета за 2007 г., зачисляются:

· в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда на 2008 г., установленной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года", и его накопленным объемом на дату перечисления;

· в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных остатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд. [8]

Зачисление средств осуществляется со счетов по учету средств Стабилизационного фонда РФ, открытых в валюте России и иностранной валюте, на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в валюте России и в иностранной валюте [9].

Счета по учету средств нефтегазовых доходов, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния открываются Федеральному казначейству в Банке России в срок не позднее 20 января 2008г.

Средства федерального бюджета в размере поступивших в 2008 г. в федеральный бюджет доходов от размещения средств Стабилизационного фонда РФ:

· в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда на 2008 г., установленной Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., и его накопленным объемом на дату перечисления;

· в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных средств, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд. [10]

Стабилизационный фонд - целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками образования, средства которого могут расходоваться на покрытие дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могут временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору Правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также могут направляться на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2003 г., как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей "бюджета развития" было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать "локомотивами развития" российской промышленности в условиях кризиса [11].

← Пред. стр. 2 из 12 След. стр. →
Вперед: Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес
Назад: Своп как разновидность срочной сделки
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)