Союз арабского Магриба

Тем не менее странам-участницам Союза все же удалось реализовать некоторые важные проекты. Наиболее активно при этом развивались двусторонние контакты, в особенности в такой важной и общей для большинства стран сфере, как нефтегазовая промышленность и транспортировка углеводородов. Речь идет о построенном и вступившем в строй в 1996 г. газопроводе Магриб – Европа от Хасси-Рмель (Алжир) через Марокко в Испанию и Португалию, мощность которого планируется увеличить с первоначальных 9,8 млрд. куб. м газа в год до 19 млрд. куб. м в год. Мощность уже также введенного в действие транссредиземноморского газопровода Алжир–Тунис–Италия предполагается также увеличить в будущем с 12 млрд. куб. м до 24 млрд. куб. м в год. Он имеет большое значение для экономики региона, так как открывает дополнительные возможности для выхода стран САМ на европейский рынок.

Один из наиболее крупных проектов САМ также связан с нефтегазовой отраслью. При участии Туниса, Алжира и Ливии построен трансмагрибинский газопровод протяженностью 400 км от г. Уэд-Саф-Саф через г. Гафса и Зарзис (Тунис) до г. Эль-Зуара (Ливия) пропускной способностью 3,5 млрд. куб. м газа в год в целях снабжения алжирским газом восточных районов Ливии, в том числе совместного алжиро-ливийского предприятия по производству алюминия в Эль-Зуаре. Для управления строительством и распределения газа создана смешанная компания "Общество арабского Магриба по транспортировке природного газа". Вновь заработал межмагрибинский алжиро-мавританский нефтеперегонный завод в Нуадибу мощностью 1 млн. т в год, что дает возможность снабжать нефтепродуктами все страны-участницы Союза.

В области промышленности большое значение для магрибинского рынка имеет цементный завод в Фериане (Тунис) производственной мощностью 220 тыс. т белого цемента в год, снабжающий своей продукцией Алжир, Тунис, Марокко и Ливию. По 40% капитала предприятия принадлежит Тунису и Алжиру, 20% – Банку сотрудничества арабского Магриба. Весьма активно действует на рынке Союза Магрибинский союз стекольной промышленности с участием Туниса, Ливии и Марокко. Из промышленных предприятий следует также отметить завод по выпуску дизельных двигателей, принадлежащий Магрибинскому обществу по производству дизельных двигателей, выпускающий по итальянской лицензии до 30 тыс. двигателей в год. 37% продукции идет Тунису, а 63 – Алжиру. Была построена и введена в строй железнодорожная линия Тунис–Алжир–Касабланка протяженностью 2262 км. Трансмагрибинская автострада Нуадибу–Тобрук связала Ливию и Мавританию.

В целом же, несмотря на ряд важных и уже осуществленных в регионе проектов и еще большее количество столь же важных для экономики САМ проектов, остающихся пока на бумаге, собственно интеграционный процесс в регионе находится на начальной стадии. Все страны-участницы Союза в условиях наблюдающегося в последние годы застоя межмагрибинских связей высказывают гораздо большую заинтересованность в сотрудничестве с европейской региональной группировкой – Европейским Союзом (ЕС). Это обусловлено не только исторически сложившимися устойчивыми торгово-экономическими связями со странами ЕС, в особенности с Францией, Италией, Испанией, но и проводимыми в странах Магриба коренными реформами социально-экономических структур на рыночной основе, с приватизацией государственных предприятий. Они нуждаются в значительных финансовых средствах, притоке инвестиций, внедрении новейших технологий, которыми партнеры по САМ не обладают. В условиях быстро меняющегося мира лидеры стран-участниц САМ, да и всех развивающихся стран сознают, что для успеха внутренних реформ необходимо адаптироваться к таким современным тенденциям мирового развития, как глобализация, информатизация, внедрение современных технологий. Очень конкретно выразил это ощущение в одном из выступлений президент Алжира Бутефлика: "...В мире быстрых перемен и стремительного технического прогресса Алжир обязан обеспечить себе возможность интегрироваться в это всеобщее движение".

Европейское сообщество, со своей стороны, заинтересовано в том, чтобы североафриканский регион стал зоной политической умеренности и стабильности и чтобы южным границам ЕС не существовало угрозы. В соответствии с новыми условиями, определяемыми глобализацией, и Евросоюз изменил свою политику по отношению к странам Магриба, подняв ее на более высокий уровень "партнерства" в политической, экономической и социальной областях. В первую очередь, предполагалось оказание содействия в проведении рыночных реформ и в ускорении темпов развития отстающих стран Юга, с тем, чтобы постепенно подтягивать их к уровню развитых стран Севера. К 2010 г. предполагается создать в средиземноморском регионе зону свободной торговли, оказывать САМ финансовую и техническую помощь в осуществлении ряда проектов. Так, ЕС оказало САМ содействие в строительстве автомагистрали и железной дороги, а также в сооружении газопровода, проходящего по территории Марокко через Гибралтар в Европу.

Страны Евросоюза в последнее время практикуют предоставление долгосрочных кредитов странам САМ при условии последующего погашения их за счет поставок продукции предприятий, построенных на предоставленные средства. Иностранные фирмы также принимают участие в капитале создаваемых в странах САМ смешанных предприятий5. Это содействует укреплению экономической базы арабских стран, стабилизации их внутреннего положения, снижению безработицы.

В середине 90-х годов и Тунис, и Марокко уже стали ассоциированными членами Евросоюза. Обе страны надеются, что партнерство с ЕС и либерализация собственной экономики стимулируют их дальнейшее развитие. Они стремятся использовать свое положение ассоциированных членов для получения иностранных капиталов и новейших технологий и свободного доступа на рынки стран ЕС. Правительство Алжира также ведет переговоры с ЕС о заключении соглашения об ассоциации. Однако присоединение к ЕС в качестве ассоциированных членов несет странам САМ не только выгоды, но и чревато серьезными социальными издержками. В недалеком будущем и Тунис, и Марокко должны будут полностью открыть свои границы для товаров из стран Евросоюза, а это может привести к разорению неконкурентоспособных предприятий, росту безработицы и другим последствиям. В таких условиях обе страны принимают специальные меры, с тем чтобы подстраховать свою промышленность от нежелательных последствий устранения таможенных барьеров. Вместе с тем и страны ЕС оказывают Тунису и Марокко финансовую и техническую помощь на цели реструктуризации промышленности и подготовку кадров. Так, Франция подписала с Тунисом ряд соглашений в рамках Евросоюза о предоставлении финансовой помощи в размере 89 млн. долл. на реконструкцию мелких и средних предприятий, финансирование проектов экономического развития и модернизацию тунисской фондовой биржи.

← Пред. стр. 2 из 3 След. стр. →
Вперед: Основные направления внешней политики Барака Обамы
Назад: Международное уголовное право
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)