Союз арабского Магриба

Реферат: Союз арабского Магриба

либерализация международный магриб монополия

Реферат: Союз арабского Магриба

Вступление человечества в XXI век характеризуется невиданным усилением всех глобальных процессов и проблем развития. В основе этих процессов лежит научно-техническая революция, быстрое совершенствование всех видов коммуникаций и информационных технологий, обеспечивших досягаемость в короткие сроки даже самых отдаленных и труднодоступных уголков планеты. Либерализация международных экономических отношений ведет к ускорению дифференциации среди различных государств земного шара. При этом в условиях глобализации основные производительные силы сосредотачиваются в руках крупнейших международных компаний, транснациональных корпораций, глубоко проникающих в различные, в том числе и отдаленные, регионы земного шара. В современном мире насчитывается примерно 40 тыс. ТНК. Из них 500 самых крупных имеют совокупный продукт, превышающий 60% мирового валового продукта, на них работают почти 85 млн. человек, а 93% их руководящих центров находятся в ведущих капиталистических странах: в США, Западной Европе и Японии, при этом среди 50 крупнейших ТНК 27 – американского происхождения.

С ускорением процесса глобализации растет и взаимозависимость различных стран друг от друга во многих сферах международной жизни. Чтобы не оказаться на обочине мирового развития, бедные страны должны адаптироваться к протекающим процессам, интегрироваться в систему международных экономических отношений, подчиненную рыночным критериям, что подчас вступает в противоречие с определенными экономическими и политическими интересами отдельных развивающихся стран.

Последствия интеграции этих стран в процесс глобализации далеко не однозначны: к положительным ее результатам можно отнести распространение новейших технологий и методов организации труда, открытие национальных рынков и свободное обращение капиталов, рост инвестиций, в которых так нуждаются бедные страны, расширение всех видов контактов среди населения планеты. С другой стороны, глобализация ведет к дифференциации отдельных стран в экономическом отношении, росту социальных издержек, разорению неконкурентоспособных отраслей и предприятий, росту вследствие этого безработицы и др.

Растущая глобализация мирохозяйственных связей ограничивает автономию национальных правительств в разработке и проведении в жизнь своих экономических планов. Поэтому одновременно с глобализацией набирает силу и другая тенденция – стремление к регионализации. Отдельные развивающиеся страны стремятся объединиться, чтобы совместными усилиями, через сотрудничество со своими соседями ослабить негативные последствия процесса глобализации, лучше обеспечить свои национальные интересы.

Как известно, 17 февраля 1989 г. 5 стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко, Ливия и Мавритания) объединились в Союз арабского Магриба (САМ). Создание этой организации отражало растущее стремление к интеграции в северо-африканском регионе, желание стран-участниц договора совместно противостоять диктату транснациональных монополий, ведущих капиталистических стран, защитить свои национальные экономические интересы.

При создании САМ главной целью ставилось углубление процесса региональной интеграции, объединение экономических потенциалов стран-участниц и координация усилий в решении насущных экономических проблем региона. В сфере внешней политики приоритетным направлением признавалось как укрепление связей с арабскими странами и межарабскими объединениями, так и со странами Европейского Союза (ЕС), в первую очередь с Францией, Италией, Испанией, с которыми страны Магриба в силу исторически сложившихся условий имели тесные экономические и политические связи. При этом в перспективе предусматривалось поднять контакты на качественно новый уровень: "сообщество – сообщество". Были созданы руководящие органы САМ, совершенствовалась его организационная структура. Вместе с тем, хотя юридическая основа для реального объединения стран североафриканского региона была создана, интеграционные процессы протекали неравномерно. Несмотря на многочисленные уверения глав государств, входящих в САМ, о дружбе и желании сотрудничать, многие правильные и нужные решения, принятые САМ, не были реализованы. За более чем десятилетний срок существования САМ основная цель – создать общий магрибинский рынок – не была воплощена в жизнь. Товарооборот между странами-участницами Союза, и ранее имевший незначительные объемы, еще более сократился. Деятельность САМ постепенно сошла не нет. И причина этого заключается не только в нехватке финансовых средств для осуществления отдельных проектов, но и в политических разногласиях между странами-участницами.

К 1994 г. общие проекты, которые были приняты или находились на стадии рассмотрения, включали Магрибинскую хартию по защите окружающей среды, создание Магрибинского банка инвестиций и торговли с капиталом 500 млн. долл. США, соглашение о свободном передвижении населения в пределах региона, общие проекты в области транспорта, включая ремонтные работы и строительство трансмагрибинской магистрали, соглашение о таможенном союзе и соглашение о создании североафриканского общего рынка.

Однако из-за названных выше причин многие проекты не были реализованы. Наиболее активно межмагрибинские связи развивались в 1993–1994 гг., когда в САМ председательствовал президент Туниса Бен Али, активно выступающий за интеграцию стран Магриба и пользующийся большим авторитетом как в странах региона, так и за рубежом. Однако в последние годы в деятельности САМ наступил застой, в основном из-за некоторых проблем двустороннего характера между странами-участницами. Ливия выражала недовольство отношением и уровнем солидарности, проявленной к ней со стороны других стран во время действия антиливийских санкций. Алжир поначалу считал, что организация САМ и его деятельность на начальном этапе не соответствовали интересам этой страны. Кардинальные разногласия по поводу западносахарской проблемы сохраняются по сей день. Последний саммит САМ состоялся в апреле 1994 г. в Тунисе, хотя по уставу организации президентский совет в составе глав государств должен собираться каждые 6 месяцев.

1 из 3 След. стр. →
Вперед: Основные направления внешней политики Барака Обамы
Назад: Международное уголовное право
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)