Состояние молодежного рынка труда на территории Павлодарской области

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП.

Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun).

В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена» [2].

,

Если применять коэффициент 2, 5( ) , предложенный Оукеном, и в качестве естественной безработицы () взять общепринятую цифру в 4 %, то можно с помощью данной формулы рассчитать потери экономики Казахстан за 2007 год (уровень фактической безработицы по стране () составил 7,3 %)) :

 = -2,5 ( 7,3-4) = -8,25 %

Очевидно, что Казахстан по причине незанятости трудовых ресурсов потеряла 8,5 % от ВВП, который составил в 2007 году 77,9 млрд долларов. То есть потери можно рассчитать как :

77,9 млрд долл * 8,25 % = 6,6 млрд долл.

Расчет экономических последствий позволяет сделать вывод, что безработица является серьезной проблемой для государства и требует активной правительственной политики.

1.2 Понятие молодежи и молодежной безработицы. Зарубежный опыт регулирования молодежного рынка труда

Серьезной социальной проблемой выступает угроза безработицы среди молодых специалистов. Для начала определимся, какую часть населения мы будем относить к категории «молодежь».

Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» к категории «молодежь» относятся граждане Республики Казахстан в возрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2006 года численность молодых граждан составляет 4.229.172 человек, т.е. 27.8% от общей численности населения республики. За прошедшие полтора года это число увеличилось почти на 136.000 человек при росте 3%, что составляет одну треть населения страны в 2008 году [3].

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на отечественном рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около трети трудоспособного населения Казахстана, во-вторых, они – будущее страны.

Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда [4].

Сегодня в Казахстане ведется последовательная и планомерная молодежная политика, основы формирования и реализации которой определены в Концепции государственной молодежной политики и одноименном законе от 7 июля 2004 года. А непосредственным документом по развитию молодежной политики в Республике Казахстан является программа «Молодежь Казахстана – 2009». Ведь государство должно создавать условия для расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха, независимо от его материального уровня и социального положения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодежной политики – обеспечение самореализации молодежи.

Кратко остановимся на положительном опыте развитых стран в области молодежной политики и содействия развитию молодежного рынка труда [5]:

Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии

Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в казахстанских условиях – местный). Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.

Применение комплексного подхода. Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях.

Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном – представителей молодежных групп) на всех уровнях власти.

Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами.

← Пред. стр. 2 из 4 След. стр. →
Вперед: Финансово-промышленные группы (ФНП)
Назад: Проблемы удвоения ВВП
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)