Роль государства в инвестиционной привлекательности России
Концепция социально ориентированной институциональной системы государства требует, очевидно, самостоятельного исследования, однако отметим, что названная система генетически связана с социальной детерминантой современного государства. И здесь необходимо постоянно решать «триединую задачу»: во-первых, научно обоснованно, то есть, исходя из потребностей социально-экономической практики и предполагаемых последствий функционирования рыночной экономики, формировать социально ориентированные государственные институциональные устройства; во-вторых, путем мобилизации интеллектуального капитала представителей всех ветвей власти производить соответствующие институты; в-третьих, обеспечить социально направленное функционирование всей «контрактной парадигмы», процессуально обеспечивающей дееспособность ранее созданных и совершенствующихся институциональных устройств и институтов.
Если речь идет о формировании социально ориентированной рыночной экономики, то, какого бы качества не создавалась институциональная система государства, она должна не просто не сворачивать рыночную систему отношений, а, напротив, способствовать ее дальнейшему развитию. Отсюда и ответственность государства, как за систему частных, так и непосредственно государственных инвестиций в новое качество экономического роста. Понятно, что речь идет не о традиционной дискуссии о том, чего в социально ориентированной экономике должно быть больше: рыночной «стихии» или государственного «разума». Инвестиционные программы в рамках социальной рыночной экономики, таким образом, предстают как взаимосвязанное и развивающееся единство рыночных и нерыночных соответствующих трансакций и воспроизводственных задач.
Попутно отметим, что в наших суждениях речь должна идти не просто о рыночной экономике, а ее определенной форме, которая объективно позволяет направить эту экономику в русло ожидаемой социализации инвестиций. Очевидно, что имеется в виду такая рыночная экономика, которая не гасит трудовую и творческую активность предпринимателей, а, напротив, всячески ее раскрепощает. Экономикой такого типа является не просто рыночная, а конкурентно-рыночная экономика, научно обоснованно управляемая социально ориентированным государством. Важнейшей проблемой современных исследований экономического роста является оптимизация взаимосвязи частных и государственных инвестиций, что «уходит корнями» в общую проблему взаимосвязи рынка и государства.
1.2 Сущность инвестиций
Недостатком инвестиционных программ развития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовое обеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграничений функциональных полномочий уровней государственной власти. Преодоление складывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономических условий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями. [1]
Дополнительные денежные средства, привлекаемые предприятиями в инвестиционных целях, называются инвестиционным капиталом , и прежде чем в него превратиться, он проходит через финансовый рынок заимствования. Учитывая ограниченность собственных источников накопления у большинства российских предприятий, формирование инвестиционного механизма предполагает развитую инфраструктуру финансового рынка (банки, инвестиционные компании, фондовый рынок и др.), способствующая эффективной инвестиционной деятельности.
Несмотря на широкое употребление термина "инвестиции" (от французского investments — вкладывать, помещать), целесообразно уточнить его содержание из-за того, что как в отечественной, так и зарубежной литературе понятие "инвестиции" используется в различных смысловых значениях. В западной литературе под инвестициями понимается вложение капитала с целью его увеличения в будущем, "использование денег для получения больших денег". В то же время в работе Гитмана Л. и Джонк М. под инвестициями понимается любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость, или обеспечить положительную величину доходов.[7] Таким образом, четко подчеркиваются две стороны инвестиции ресурсов с целью получения накоплений и их вложений, обеспечивающих рост капитализации. В работе отмечается также, что термин «инвестиции» имеет несколько значений: покупки акций с надеждой на финансовые результаты, а также реальные активы, которые необходимы для обеспечения процесса производства и реализации.
Исходя из этого, различают валовые инвестиции (включающие чистые инвестиции и амортизацию) и чистые инвестиции, отражающие реальный прирост капитала за счет добавочных вложений. Структура валовых инвестиций при условии, что они больше амортизации, определяет экономический рост, в противном случае спад. Госкомстат России предусматривает разграничение инвестиций на капиталообразующие и финансовые. К капиталообразующим инвестициям относятся: капитальные вложения (инвестиции в основные средства), затраты на капремонт, на приобретение земельных участков и др. К финансовым инвестициям относятся: кредитные вложения, финансовые вложения хозяйствующих субъектов и др. Инвестиции, ведущие к смене собственника за счет приобретения предприятия или покупки ценных бумаг называются трансфертными инвестициями. Кроме того, выделяют инвестиции в человеческий капитал (нематериальные инвестиции), вложения средств в образование, в здравоохранение, в социальную сферу, с целью получения большей производительности от работников.
Различие между реальными и финансовыми активами проводится и в другом фундаментальном курсе по менеджменту "инвестиции", авторы: У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера, Д.В. Бейли. "Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие, как обыкновенные акции и облигации. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими". Реальные инвестиции включают инвестирование в основной капитал, в жилищное строительство и в создание запасов.
Назад: Карибский кризис 1962 года
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)