Реформирование социального государства в Германии
В дальнейшем, на протяжении XX века, Германия была своего рода лидером, в практике формирования моделей «Социального государства», так отдельные моменты, последнего, были видны уже во времена «Веймарской республики», а наиболее полно практическое развитие этих идей началось с 1949 года. Однако о становлении и развитии «Социального государства» в Германии, мы поговорим в дальнейшем нашем изложении. Сейчас нам важно то, что опыту Германии последовали другие страны. Мощный толчок для этого дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других странах Европы к власти пришли социал-демократы, которые стали реализовывать концепции «социального государства» на практике.
Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, а главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением. Наиболее полно концепция «социального государства» была реализована в условиях Канады, Голландии, Новой Зеландии, а также Швеции и Финляндии.
Если резюмировать мнения зарубежных и российских ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Конституциях большинства современных государств, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества [6].
В то же время «социальное государство» не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной прессе и научной литературе в 80-90-е годы [7]. Практической базой для теоретических дискуссий стали следующие исторические реалии: разрушение системы «Варшавского договора» и как следствие крушение социалистических систем в странах Восточной Европы; объединение ГДР и ФРГ, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель [8]; расширение Европейского союза: все эти сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия государства и общества и выявили главное противоречие «социального государства», а именно – противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат.
Кроме этой, основополагающей проблемы, представляют определенную значимость:
- конфликт между личностью и государством, который проявляется в том, что, с одной стороны, жители хотят, чтобы государство знало об их проблемах и имело возможность осуществлять политику обеспечения благосостояния и поддержки, а с другой, - стремятся воспрепятствовать государству владеть информацией их личной информацией;
- бюрократизация аппарата, который занимается социальной поддержкой населения, что ведет к росту расходов, снижению оперативности в оказании социальной [9].
В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках, в то же время большинство экономистов и политологов, и, что еще важнее, практикующих политиков, считают что модель «социального государства» исторически еще не исчерпала свои плюсы, так как еще ни в одном государстве эта концепция не была полностью реализована.
Таким образом, подведем некоторые промежуточные выводы:
- понятие «социальное государство» было впервые употреблено в 1850г. экономистом Л. фон Штейном, и практически сразу, после появления этих идей, была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии, которая увенчалась определенными успехами. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Великобритания и Италия. Мощный толчок развитию «социального государства» дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других европейских странах к власти пришли социал-демократы, которые попытались реализовать концепции «социального государства» на практике. В настоящее время большинство развитых стран (в том числе и Россия) в своих Основных законах имеют упоминания о «социальном государстве».
- если резюмировать мнения ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Основных законах, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества.
- «социальное государство», не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. К основным проблемам и конфликтам социального государства, которые проявились в 80-90-е гг. XX века, относят: противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат; конфликт между личностью и государством; а также тенденции к бюрократизации аппарата, который занимается социальной поддержкой населения. В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках.
В дальнейшем изложении, для подтверждения настоящих теоретических выкладок, мы подробнее ознакомимся с процессом становления и развития модели «социального государства» в Германии.
Назад: Польша в условиях предвоенного кризиса и начала второй мировой войны в марте - сентябре 1930 года
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)