Реформирование социального государства в Германии

Курсовая работа: Реформирование социального государства в Германии

Курсовая работа

Реформирование "социального государства" в Германии в начале XXI века (Шредер, Меркель)

Содержание

Введение

Глава 1. «Социальное государство» в Германии

1.1 «Социальное государство»: сущность и принципы

1.2 Становление и развитие «Социального государства» в Германии

Глава 2. «Социальное государство» Германии в начале XXI века: реформы и дискуссии

2.1 Кризис «Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»

2.2 Социальная политика А. Меркель. Перспективы «Социального государства» в современной Германии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами. Концепция «социального государства» в Германии, имеет свою историю. Она уходит своими корнями в середину XIX века и связана с именами Людвига фон Штейна и Людвига Эрхарта. Именно Германия на протяжении длительного периода времени была своего рода мировым лидером в формировании концепции «социального государства» [1]. В то же время идеям «социального государства», уже более 160 лет, а практика его в Германии разменяла более чем полувековой юбилей. Естественно, что современные немецкие политики понимают необходимость реформирования сложившейся системы. Однако подходы к этим реформам у политических сил Германии различны. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

Основные цели настоящей работы: изучить теорию и практику модели «социального государства» в Германии; проследить процесс реформирования "социального государства" в Германии в начале XXI века, на примере деятельности федеральных канцлеров Г. Шредера и А. Меркель.

Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:

- проанализировать сущность и принципы «социального государства», в целом, как политической системы;

- применить полученные теоретические выводы к процессу становления и развития «Социального государства» в Германии XIX -XX веков;

- исследовать кризисные процессы в системе «социального государства» Германии начала XXI века, изучить основные составляющие социальных реформ Г. Шредера, изложенные в программе «Повестка дня 2010» (2003 г.);

- изучить социальную политику А. Меркель, как преемника Г. Шредера на посту канцлера Германии, выявить перспективы «социального государства» в современной Германии.

Представленные цели и задачи формируют структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (имеющих по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы.

При написании настоящей курсовой работы мы пользовались следующими источниками: воспоминаниями Г. Шредера, автобиографией А. Меркель, текстом Основного закона ФРГ 1949 года, а также рядом немецкоязычных публикаций, в которых освещались различные вопросы социальной политики двух указанных федеральных канцлеров. Ряд материалов мы почерпнули из периодических изданий как отечественных, так и иностранных.

При написании работы были использованы также монографии и учебные пособия следующих авторов: Н.А. Власова, В.Б. Белова, В.П. Гутника, В.П. Милецкого, С.Н. Невского, А.И. Патрушева, а также ряд интернет-сайтов.

Глава 1. «Социальное государство» в Германии

1.1 «Социальное государство»: сущность и принципы

В настоящей части нашего изложения мы остановимся на теоретических основах «Социального государства», постараемся выделить основные принципы и сущность этой концепции.

Согласно одному из определений - «социальное государство» это политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ. Теория «социального государства» предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой [2].

Стремление к «социальному государству» характерно для социал-демократических партий ряда государств. Упоминания о «социальном государстве» содержатся в Конституциях ряда зарубежных стран, как то: Германии (с 1949 г.), Франции (с 1958 г.), Швейцарии (с 1972 г.), Греции (с 1973 г.) и т.д. В 90-е данный процесс затронул и ряд других государств, включая Российскую Федерацию (с 1993 г.). В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами [3].

Для более подробного знакомства с описываемой концепцией, обратимся к истории. Понятие «Социальное государство» было впервые употреблено в 1850 г. знаменитым экономистом Л. фон Штейном (1815 - 1890). Ученый полагал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве» [4]. Идеи социальных реформ Л. Штейна, а также некоторых его последователей и оппонентов (например, А. Вагнера), нашли поддержку среди различных организаций немецкого рабочего движения, и практически сразу после появления этих идей была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии. В 1883 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Соединенное королевство, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии [5].