Развитие западноевропейской экономической интеграции

Ни в коей мере не посягая на целостность исторического процесса в Европе, необходимо все же со всей определенностью признать, что интеграция родилась в Западной, а не Восточной Европе, и пока остается исключительным достоянием западноевропейских стран. Это, как мы увидим в дальнейшем, далеко не случайно. Истоки интеграции следует искать на Западе, в особенностях западноевропейской истории и западноевропейской разновидности европейской цивилизации.

Интеграцию, как правило, выводят из интернационализации производства. Эго — действительно материальная предпосылка интеграционного строительства. Но между интернационализацией и интеграцией нет однозначной каузальной зависимости. Во многих других регионах мира достигнута высокая степень региональной экономической взаимозависимости, но это в лучшем случае выливается в создание торгово-политических группировок, но не интегрированных сообществ. В чем же состоит уникальность Западной Европы, сделавшая ее родиной интеграции?

На этот счет существуют различные мнения. Уникальность Западной Европы часто связывают с буржуазными революциями XVII — ХУШ веков и их «продуктом» — государством-нацией и капиталистическим способом производства. Некоторые исследователи идут дальше и ищут истоки самобытности Западной Европы в протестантской этике, великих географических открытиях или научных революциях XV — XVI веков, эпохе Возрождения или средневековых европейских городах.

Иногда генезис западноевропейской цивилизации выводят из исторического размежевания христианства в XI веке. Все эти объяснения правильны: в них «схвачены» важнейшие вехи становления западноевропейской цивилизации, без которых феномен интеграции ХХ века был бы немыслим. Но и это не предел — есть немало веских оснований для того, чтобы попытаться проследить зарождение уникальных черт Западной Европы в еще более ранний период, относящийся к первым векам христианской эры. Причем каждая из этих черт, как правило, соединена со своим антиподом. Их диалектическое взаимодействие и создает неповторимость западноевропейского общества. Главной чертой самобытности Западной Европы является упорядоченный индивидуализм. Его наиболее существенными проявлениями являются римское право и протестантская этика, определившие на различных стадиях истории основы социального взаимодействия индивидуумов. Мир обособленных, соперничающих друг с другом, но, одновременно, подчиняющихся общим законам и взаимодействующих в рамках рыночной экономики лиц и составляет гражданское общество — основу основ западноевропейской цивилизации. В нем изначально заложен принцип верховенства индивидуума над коллективом, окончательно утверждавшийся на протяжении последних трех столетий в результате освобождения западноевропейского общества от пережитков феодального и раннекапиталистического угнетения личности. Безусловный триумф этого принципа в Западной Европе приходится на послевоенное время. Не будет преувеличением сказать, что окончательное освобождение индивидуума в Западной Европе стало главной предпосылкой успешной и прочной интеграции. Именно свободные индивидуумы, наделенные достаточно высоким чувством социальной ответственности и развитой социальной компетентностью, и составляют основание пирамиды субсидиарности — системы разделения ответственности и власти внутри Европейского сообщества. Вторым важным истоком западноевропейской самобытности является своеобразный способ хозяйствования, зародившийся еще в первые века нашей эры и ставший господствующим примерно к ХҮ веку. Индивидуализм в условиях высокой плотности населения и обнаружившегося уже к XIII веку недостатка свободных земель сделали экономически целесообразным, а вернее сказать, неизбежным, утверждение интенсивного типа хозяйствования и в сельском хозяйстве, и в городских промыслах. Его главными чертами были частная собственность на средства производства, личная инициатива и непрерывное повышение производительности факторов производства за счет внедрения технических усовершенствований и открытий. Преимущества этого типа хозяйствования проявились далеко не сразу. Однако, после того как накопилась определенная «критическая масса» технических и организационных достижений, страны Западной Европы вырвались вперед в экономическом соревновании с другими регионами Земли, в частности, с Восточной Европой.

Наивысшего расцвета интенсивный тип хозяйствования достиг в средневековых городах. В соединении с развитием торговли, денежного обращения, великими географическими открытиями и колонизацией новых земель, созданием мирового рынка он органически перерос в систему торгово-финансового, а затем и промышленного капитализма.

Становление интенсивного, а позднее капиталистического типа хозяйственной деятельности на базе индивидуализма и частной собственности было отмечено глубочайшими противоречиями. Парадокс заключался в том, что принцип частной собственности, интенсивный характер хозяйственной деятельности, ставшие базой созидания современной Западной Европы, одновременно порождали разрушительную рознь между различными ячейками общества, замкнувшимися в своих узких и корыстных интересах. Чем более прочным и более развитым становился институт частной собственности, тем глубже был порождаемый им партикуляризм. Это противоречие достигло своего апогея в первой половине ХХ века. Партикуляризм, воплотившись в нескольких мощнейших государствах-нациях, создавших обширные колонии и находившихся в состоянии острейшего соперничества в Европе, вылился в две  мировые войны, которые унесли десятки миллионов человеческих жизней. Интеграция стала самым эффективным орудием преодоления этого извечного разрушительного противоречия.

Тупик, в котором оказалась Западная Европа в результате Второй мировой войны, поддержка объединительных начал в ее жизни со стороны Соединенных Штатов и страх перед «советской угрозой» создали благоприятные условия для практического осуществления так называемой «европейской идеи», зародившейся еще в эпоху Возрождения.

2. Этапы формирования ЕС.

← Пред. стр. 2 из 8 След. стр. →
Вперед: Ядерные исследования в странах Латинской Америки
Назад: Всемирная Торговая Организация и Таджикистан
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)