Развитие отношений между СССР и Китаем в ХХ веке

Гоминдановскому правительству становилось все труднее маневрировать. Оно понимало, что Советский Союз включится в войну против Японии, и, следовательно, скажет свое веское слово в разрешении дальневосточных проблем. Это обстоятельство сыграло главную роль в том, что правящие круги Китая стали искать стабилизации советско-китайских отношений. Тем не менее гоминдановское правительство неохотно шло на это. Когда группа умеренных гоминдановцев внесла на рассмотрение VI съезда гоминдана предложение об улучшении советско-китайских отношений, то съезд под давлением реакционных делегатов ограничился лишь заявлением, что установление длительных дружественных отношений с СССР крайне необходимо. Но широчайшие круги китайского народа настойчиво требовали действительного улучшения отношений с Советским Союзом и заключения договора о дружбе и союзе, который должен был предусматривать совместные военные действия против Японии, взаимопомощь, отказ обеих сторон от укрепления советско-китайской границы, Китай, СССР, Англия и США должны совместно гарантировать независимость Кореи.

Переговоры между правительствами СССР и Китая начались 30 июня 1945 г. Для этой цели в Москву прибыла китайская делегация во главе с Сун Цзывэнем. 14 июля в связи с началом Потсдамской конференции переговоры были прерваны. Спустя неделю после их возобновления, 14 августа, состоялось подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем, соглашений о Китайской Чанчуньской железной дороге, о Порт-Артуре и Дальнем.

Основная цель договора состояла в укреплении дружественных отношений между СССР и Китаем путем союза и широкого сотрудничества, главной задачей которого должно быть предотвращение возрождения японской агрессии. Договор устанавливал, что обе страны будут оказывать друг другу всю необходимую военную и другую помощь и поддержку в войне против японских милитаристов, а также не будут вступать в сепаратные переговоры с Японией и не заключат без взаимного согласия перемирия или мирного договора ни с нынешним японским правительством, ни с любым другим правительством или органом власти, созданным в Японии, которые не откажутся от всяких агрессивных намерений. Договор исключал возможность участия какой-либо из сторон в союзе или коалиции, направленной против другой договаривающейся стороны. Обе стороны условились совместно работать в тесном и дружном сотрудничестве после наступления мира и действовать в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. СССР и Китай согласились также оказывать друг другу всю возможную экономическую помощь в послевоенный период в целях облегчения и ускорения восстановления обеих стран и для того, чтобы внести свой вклад в благосостояние мира. Договор подлежал ратификации в возможно короткий срок. Он был заключен на 30 лет.  Если бы за год до истечения срока ни одна из сторон не заявила о своем желании денонсировать, договор остался бы в силе на неограниченное время, причем в таком случае каждая из договаривающихся сторон могла бы прекратить его действие, известив об этом другую сторону за один год 1.

По соглашению о Китайской Чанчуньской железной дороге бывшая КВЖД и бывшая ЮМЖД переходили в общую собственность СССР и Китая. Совместная эксплуатация КЧЖД должна была осуществляться единым управлением под китайским суверенитетом, как коммерческое транспортное предприятие. Ответственность за охрану дороги и поддержание порядка возлагалась на правительство Китая. Для этой цели оно создавало железнодорожную полицию 2.

В период войны с Японией КЧЖД могла быть использована для перевозок советских войск. Правительству СССР предоставлялось право перевозить по дороге в транзитном порядке без таможенного досмотра военное имущество в опечатанных вагонах. Их охрана должна была осуществляться железнодорожной полицией, причем СССР имел право назначать свой вооруженный эскорт. Товары перевозимые по дороге транзитом от одной советской станции до другой, а также с советской территории в Дальний и Порт-Артур или обратно, не должны были облагаться китайским правительством пошлинами или какими-либо иными налогами и сборами. Однако по прибытии на территорию Китая эти грузы подлежали таможенному досмотру. Дорога должна была платить китайскому правительству налоги, так же как и государственные дороги 3.

Соглашение заключалось на 30 лет. По истечении этого срока КЧЖД подлежала безвозмездной передаче в полную собственность Китая.

Соглашение о Порт-Артуре предусматривало превращение этого порта в военно-морскую базу, открытую для военных кораблей и торговых судов только Китая и СССР. По вопросам совместного использования военно-морской базы учреждалась китайско-советская военная комиссия в составе двух китайских и трех советских представителей. Председатель комиссии должен был назначаться советской стороной, а заместитель – китайской. Оборона базы вверялась правительству СССР, которое могло создавать там необходимые для этого военные сооружения.

Соглашение устанавливало, что гражданская администрация в районе военно-морской базы принадлежит Китаю. Правительство СССР имело право содержать в районе этой базы свои военные, военно-морские и воздушные силы и определять их дислокацию. Срок действия соглашения определялся в 30 лет. По истечении этого срока военно-морская база Порт-Артур подлежала передаче в собственность Китая 1.

Согласно соглашения, Дальний объявлялся свободным портом, открытым для торговли и судоходства всех стран. Китайское правительство согласилось выделить порту для передачи в аренду СССР пристани и складские помещения. Администрация в Дальнем сохранялась за Китаем. В случае войны с Японией на Дальний должен был распространяться режим военно-морской базы Порт-Артур. Соглашение о Дальнем предусматривало освобождение от таможенных пошлин товаров, следовавших из-за границы в СССР через порт Дальний, и товаров, следовавших из СССР через порт Дальний для экспорта. Эти товары должны были транспортироваться в опечатанных вагонах. Срок соглашения устанавливался на 30 лет 2.

24 августа 1945 г. договор о дружбе и союзе и соглашения были ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР и законодательным юанем Китайской республики.

Значение договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем огромно. Он создавал предпосылки для дружественного сотрудничества и взаимной помощи двух стран.

← Пред. стр. 2 из 11 След. стр. →
Вперед: Лизинговые операции в Казахстане
Назад: Политическая система Франции
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)