Распределение природной ренты между государством и добывающей компанией

Экономическая рента. Экономическая рента определяется как любой доход, отнесенный к производственным затратам, который превосходит его альтернативную стоимость. Классическая теория экономической ренты восходит к трудам экономистов XVIII века. Сторонники классической школы рассматривали землю в рамках производственных возможностей и преимуществ расположения конкретных участков земли. Они считали, что предложение земли в этом смысле совершенно неэластично. Однако нельзя не согласиться со следующим тезисом: как бы ни была высока цена земельной ренты, количество земли строго определенно. С другой стороны, даже наинизшая рента не способна изменить физическое количество земли, находящейся в распоряжении общества

Рента в первоначальном смысле слова обозначала доход землевладельца со сдаваемого в аренду земельного участка или доход, получаемый рантье в виде процента с предоставляемого в ссуду капитала.

Сейчас под словосочетанием «природная рента» в российском обществе понимается то, что речь идет о плате за пользование недрами, которые находятся в собственности государства и переданы в управление, как правило, частным компаниям на срочной и возмездной основе.

2. Распределение природной ренты

Россия - одна из самых богатых стран мира по запасам полезных ископаемых. Так, обеспеченность топливными ресурсами оценивается по нефти - в 35 лет, по газу - в 80 лет, по углю - в 150 лет. Природные богатства дают нам реальную возможность преодолеть затянувшийся кризис, достичь высоких темпов роста и восстановить необходимый индустриальный и технологический уровень. Однако ни государственная статистика, ни Министерство финансов не публикуют оценок природной ренты. В Налоговом кодексе РФ нет понятия рентного дохода, правительство даже не ставит вопроса, правильно ли этот доход используется.

В законодательстве многих стран, например Великобритании и Норвегии, имеется понятие дополнительного дохода, который возникает за счет использования полезных ископаемых. Как и в России, они являются собственностью государства. Дополнительный доход есть юридическое выражение ренты природных ресурсов. Часть его государство изымает в виде налога на дополнительный доход с более высокой ставкой, чем налог на прибыль (в Норвегии, например - 80%).

Главным фактором, обеспечивающим большой объем рентных доходов топливно-сырьевых компаний в России, является возможность продавать сырье за рубеж по ценам, намного превосходящим их затраты и внутренние цены. Так, экспортные цены на газ в 2000 - 2002 годах удерживались на уровне 61 - 65 долл. за тыс. куб. м, в то время как затраты на производство и транспортировку составляли 10 - 13 долл. за тыс. куб.м. Экспортная цена сырой нефти в 2000 - 2001 годах составляла 155 - 178 долл. за тонну, а затраты на добычу и транспортировку 37 - 42 долл. за тонну.

На практике рентный доход с помощью системы налогов и экспортных пошлин делится между добывающими компаниями и государством. Однако пропорции распределения дополнительного дохода смещены в России в пользу добывающих компаний. Именно в этом факте следует искать истоки и «утечки капитала» за рубеж, и многомиллиардных состояний российских «олигархов», и коррупции, а самое главное - массовой бедности в России.

Проведенные учеными РАН расчеты показали, что, несмотря на осуществляющееся изъятие государством некоторого объема природной ренты, значительная ее часть по-прежнему присваивается олигархическими структурами.

Доля природной ренты в ВВП неодинакова по годам, составляя в 2000-2003 гг. 11-17%. Гораздо более внушительно выглядит отношение ренты к сумме расходов госбюджета: 44-66%. Если ввести понятие рентного дохода в налоговое законодательство и установить 80-процентный налог на этот доход (по примеру Норвегии), это значительно увеличило бы доходы госбюджета: на 200-500 млрд. рублей по разным годам. Расчеты показывают, что тенденция образования рентного дохода в природоэксплуатирующих отраслях сохранится в обозримой перспективе.

Надо также учитывать, что дополнительный доход не исчерпывает всего реального объема ренты. Все затраты в отраслях, получающих большую ренту, оказываются гораздо выше, чем в остальных отраслях и секторах экономики. (таблица 1) Неоправданно большие доходы получают также многие структуры, связанные с посреднической деятельностью.

Таблица 1. Объемы и структура доходов по отраслям, добывающим полезные ископаемые (млрд. руб., млрд. долл)

Виды доходов Годы Нефтяной комплекс Газовый комплекс Черная металлургия Цветная металлургия

Сумма

по 4-м отраслям

Экономика в целом
Руб. Долл. Руб. Долл. Руб. Долл. Руб. Долл. Руб. Руб.

1.Фактический доход (Дi) до уплаты налогов

2000

2001

2002

2003

937

902

992

1047

33,5

30,6

31.7

34.0

357

356

372

413

12,8

12

11.9

13.4

124,5

75

4,45

2,55

218

137,6

7,8

4,7

1636,5

1470,6

1892

2158

2. Действующие налоги

2000

2001

2002

2003

468/50*

543/60

554/56

585/56

16,7

18,4

17.7

19.0

219/63

237/66,6

249/67

280/67.8

7,8

8

7.9

9.1

54,5/44

46,6/62

1,95

1,58

109/50

76,6/55,7

3,9

2,6

850,5/52

903,2/61,5

1102/58

1413/65

3. Доходы, остающ. у компаний и посредников

2000

2001

2002

2003

469/50

359/40

438/44

462/44

16,7

12,2

14.0

15.0

138/37

119/33,3

123/33

133/32.2

4,9

4

3.9

4.3

70/56

28,4/38

2,5

0,96

109/50

61/42,3

3,9

2,07

786/48

567/38,5

1191/42

1145/35

4.Нормативный доход Дiн

2000

2001

2002

2003

151/16

160/18

178/19

197/20

5,4

5,4

5.7

6.4

49,8/14

67,6/19

68.9/18

92/12

1,8

2,2

2.2

3.0

104,2/84

106/141

3,7

3,6

88,6/41

85,4/62

3,2

2,9

393,6/24

419/28

1892

2158

5. Рентный доход (Р)

2000

2001

2002

2003

786/84

443/82

814/82

850/81

28

24

26

27.6

307/86

288/81

304/82

320/78

11

9,8

9.7

10.4

20,3/14

- 31/-41

0,7

-1,05

129,4/59

52,2/38

4,6

1,8

1242,7/76

1051/72

0

0

Источник: Сергей Глазьев / 28.10.2003

Сложившееся положение должно быть решительно изменено. Этого требуют жизненно важные интересы страны, подавляющего большинства ее граждан. Без справедливого распределения сверхдоходов, принадлежащих всему обществу, и направления их на цели развития, преодоления бедности и роста благосостояния, Россия обречена на неоколониальную зависимость от мировых финансово-промышленных и политических центров, деградацию населения, природы и экономики.

В 2002 году при выручке в 4,8 млрд. долларов «Сибнефть» получила чистой прибыли больше, чем нефтяная монополия «Шеврон Тексако» с оборотом в 99,1 млрд. долларов. Объяснение такой вопиющей экономической эффективности российской компании заключается в том, что отношение налога на прибыль к балансовой прибыли у американской ТНК составляло 73%, а у «Сибнефти» – 12,3%. Соотношение налога к прибыли у «ЮКОСа» не превысило 20%, а у социально ответственного «ЛУКойла» составило 29%. 1

При этом «средняя ставка налогообложения сейчас составляет порядка 24% от прибыли, однако нефтяные компании, пользуясь различными обходными схемами, платят по «оптимизированной» ставке налогообложения. Так, например, «Сибнефть» платит порядка 10%, а ЮКОС – порядка 12-13%»,

Вопрос о перераспределении сверхвысоких прибылей добывающих отраслей, прежде всего, нефтяных и газовых монополий, приобрел в последнее время чрезвычайную остроту. Эта проблема находится в центре политической полемики, с повышением налогообложения сырьевых отраслей ряд экономистов и политиков связывают расчеты на качественное расширение доходов бюджета и, следовательно, решение многих социальных и экономических задач

С помощью системы налогов рентный доход, получаемый добывающими компаниями, делится между ними и государством. В силу слишком большого разрыва между экспортными и внутренними ценами неизбежно (и желательно) большая часть ренты должна изыматься государством в форме экспортных пошлин.

3. Природная рента и механизмы налогообложения

Необходимость выполнения функции изъятия природной ренты требует создания специального налогового режима для добывающих отраслей. В большинстве стран используется несколько механизмов изъятия, так как использование только одного вида налога или платежа не обеспечивает оптимального изъятия сверхприбыли. 1

В обобщенном виде налоговыми инструментами изъятия природной ренты являются:

-налоги на прибыль;

-налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы;

-бонусы и плата за пользование месторождением (ренталс).

Налоги на прибыль связаны с прогрессивным налогообложением прибыли нефтедобывающих компаний. Повышенным налогом может облагаться вся прибыль или же только «сверхприбыль» от производства нефти и нефтепродуктов (в этом случае часто говорят о «налогах на дополнительный доход»). При этом уровень налогообложения прибыли весьма значителен: ставки обычного налога на прибыль колеблются от 0 до почти 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, от 50 до 80% (в большинстве стран ОПЕК).

Преимущество налога на прибыль — это сохранение некоторого уровня прибыльности, стимулов для поддержания и развития отрасли. Основной недостаток – высокие требования к администрированию: необходимы сбор и анализ информации о ценах, объемах реализованной продукции, издержках и т.п. В случае низкой эффективности налогового администрирования единственным результатом налога на сверхприбыль нефтяных компаний станет рост активности нефтяных компаний по уходу от налогообложения.

Налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы зависят от выручки или объемов реализации. Преимуществом данных налогов является простота их администрирования, а также относительно «раннее» получение дохода государством в случае с налогом на добычу: налогом облагается факт производства, а не факт получения прибыли. Как следствие, роялти является одним из наиболее распространенных инструментов изъятия ренты в мире. В середине 80-х годов прошлого века максимальная ставка роялти в различных странах составляла в среднем 12,2%, а с учетом различий в объемах добычи –17,2%. 1

Проблема классических налогов на производство или выручку — в недостаточном учете прибыльности компании, снижении доли налога при росте прибыли компании (и, соответственно, росте доли при снижении прибыли). Таким образом, налоги на доход изымают высокую долю малой и низкую — большой ренты.

Бонусы представляют собой платежи за получение и реализацию права на использование природных ресурсов. Простейший пример бонуса — плата за лицензию на разработку месторождения. Преимущество бонусов в том, что они близки к рыночной цене. В процессе конкуренции нефтяных компаний за право разработки месторождения будет выявлена та цена, которую готова заплатить нефтяная отрасль за данное месторождение. Недостатки бонусов связаны с необходимостью формулирования и лицензионных условий и контроля за их исполнением, а также с зависимостью цены бонуса от стабильности и предсказуемости экономики. Чем более непредсказуемыми являются будущие доходы, тем более низким окажется уплачиваемый нефтяной компанией бонус. При этом неожиданный рост цен на нефть приведет к получению сверхприбыли, так как этот рост не был учтен в стоимости месторождения.

Регулярные платежи за пользование месторождением (ренталс), индивидуально устанавливаемые при выдаче лицензии, так же как и бонусы, не зависят от фактической прибыльности месторождения или объемов добычи и могут представлять собой оценку ожидаемой прибыльности месторождения.

В дополнение к налогам можно выделить специальные инструменты, способствующие большему изъятию ренты: 1

-индикаторы, применяемые для корректировки налоговых ставок;

-регулирование себестоимости и возмещения затрат;

-соглашения о разделе продукции.

Индикаторы для корректировки налоговых ставок. Корректировка налоговых ставок в зависимости от тех или иных экономических показателей — распространенный способ обеспечения прогрессивного налогообложения, увеличения доли изымаемой ренты при росте ее объема. Механизмы гибкого налогообложения могут включать следующие показатели:

-характеристики месторождения: размещение (например, шельф/материк); уровень истощения месторождения; сложность добычи и т.п.;

-уровень цен; объем добычи; уровень издержек.

Все эти индикаторы, так или иначе, являются заменителями (proxy) показателей прибыльности предприятия. В соответствии с информацией Всемирного Банка, практика использования гибких систем налогообложения показала, что лишь в немногих случаях такие системы эффективно выполняли задачу обеспечения прогрессивности. Причина этого — в недостаточной зависимости между индикаторами, прибыльностью и ставками налогообложения.

Регулирование возмещения затрат. Законодательное определение видов расходов, подлежащих включению в себестоимость, ориентировано на максимально точное определение ренты, получаемой от нефтедобычи, и направлений ее использования. В случае с нефтяной промышленностью корректное определение себестоимости является критическим фактором эффективного изъятия значительной части ренты посредством налогообложения прибыли.

Соглашения о разделе продукции (СРП). В рамках СРП в качестве платы за пользование месторождениями государству передается часть добытых полезных ископаемых. Преимуществом СРП является получение государством полной стоимости определенной части полезных ископаемых. Недостатки соглашения о разделе продукции напрямую связаны с его преимуществами. Во-первых, стоимость получаемых полезных ископаемых зависит от цен на них; во-вторых, рента от полезных ископаемых, оставшихся в распоряжении добывающей компании, не изымается или изымается лишь в размере величины издержек на производство продукции, переданной государству в рамках СРП. Поэтому соглашения о разделе продукции, как правило, не заменяют налогообложения природных ресурсов, остающихся у компании.

4. Анализ механизма изъятия природной ренты в нефтедобывающей промышленности современных государств

Наличие и использование нефтяных ресурсов является одним из ключевых вопросов развития экономики современных государств. Расходы на использование электроэнергии, горюче-смазочных материалов и др. энергоресурсов связанных с добычей и переработкой углеводородного сырья являются важнейшей статьей калькуляции себестоимости производимой в национальной экономике продукции и ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Проблема осложняется тем, что нефть являются незаменимым источником энергии, использование альтернативных источников, при существующих технологиях, в глобальном масштабе экономически представляется нецелесообразным. Поэтому регулирование рынка добычи и переработки нефти и нефтепродуктов имеет важное значение для экономики современных государств. 1

Рынок нефти и нефтепродуктов – это система отношений общества связанных с добычей, переработкой транспортировкой, реализацией энергоресурсов, извлечением и перераспределением монопольной ренты, возникающей в процессе обмена в связи с их ограниченностью в природе.

С позиций предмета исследования природная рента – это дополнительная прибыль, получаемая нефтедобывающими компаниями при эксплуатации лучших нефтяных участков земли в существующих условиях товарного производства. В основе сверхприбыли нефтяных компаний лежат два фактора. Природный, связанный с различием качества эксплуатируемых нефтяных участков и экономический, связанный с эксклюзивным положением на рынке нефти и нефтепродуктов отдельных хозяйствующих субъектов. Таким образом, объективно возникает два вида монополий. Естественные монополии, возникновение которых связано с действием природных факторов и искусственные монополии, связанные с несовершенством процесса добычи, переработки и обмена нефти и нефтепродуктов. Поскольку монопольная рента на рынке нефти и нефтепродуктов не является результатом действий хозяйствующих субъектов, то по логике вещей она должна изыматься и распределятся между всеми членами общества.

Наличие естественных и искусственных монополий, характерные для продавцов нефти и нефтепродуктов, объективно предполагают государственное регулирование основных этапов производственного процесса расширенного воспроизводства и обмена. Обобщение опыта современных нефтедобывающих государств позволяет выделить три основных направления действующего механизма изъятия природной ренты. 1

В основе первого направления лежат налоги, посредством которых рента взимается с нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.

← Пред. стр. 2 из 4 След. стр. →
Вперед: Проблемы металлургического комплекса при вступлении России в ВТО
Назад: Методи збуту продукції промисловим підприємством
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)