Проблемы вступления России в ВТО

После образования Всемирной торговой организации появляются настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

В ходе прошедшей в Сингапуре в декабре 1996 г. первой министерской конференции стран - членов Всемирной торговой организации были сформулированы и другие проблемы, которые предстоит решать ВТО. К ним относятся: отмена ограничений со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров из азиатских стран, «регионализм», т.е. широкое распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран; либерализация рынка фармацевтики; «прозрачность» системы государственных закупок; проблемы перемещения рабочей силы, морского транспорта и др.

Кроме того, Всемирной торговой организации предстоит решать вопросы, поднятые еще на Уругвайском раунде ГАТТ, об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной торговли.

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так называемый регионализм, т.е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию. Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами - членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами - членами ЕС).

Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода и др.

На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом.

Страны - участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран.

2 Проблемы и задачи вступления России в ГАТТ/ВТО

2.1 Место и роль России в мировой торговле

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем это определенное отражение положения России в мировой торговле. С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.

← Пред. стр. 2 из 5 След. стр. →
Вперед: Экономические отношения Республики Беларусь и КНР
Назад: История государства и права Китая в новейшее время
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)