Проблема коррупции в современном российском образовании

Курсовая работа: Проблема коррупции в современном российском образовании

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

СЕВМАШВТУЗ

Психологии и педагогике

Курсовая работа

по дисциплине «Социология образования»

на тему:

Проблема коррупции в современном российском образовании.

СЕВЕРОДВИНСК

2005

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Коррупция как социальный феномен......................................................... 4

1.1 Характеристика коррупции как социального явления............................ 4

2.2 Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества    7

2. Проблема коррупции в социальном институте образование................. 14

2.1 Распространение коррупции в системе образования............................ 14

2.2 Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях........................................................................................................................ 15

Заключение.................................................................................................... 24

Список использованной литературы........................................................... 26

Введение

Тема нашей курсовой работы звучит, следующим образом «Проблема коррупции в современном российском образовании». Мы выбрали эту тему, так как нам интересно узнать, всегда ли существовала коррупция или она появилась периодом приватизации в начале 1990-х годов.

Мы считаем, что тема нашей курсовой работы достаточно актуальна, для современной обстановки в стране, так как в настоящий момент все сферы жизнедеятельности человека коррумпированы.

В нашей работе мы рассмотрим различные подходы к определению понятий «коррупция» и «взяточничество». Изучим тенденции развития коррупции в России, начиная с периода первобытных обществ и заканчивая современностью. Мы подробно рассмотрим с какими трудностями сталкиваются школьники, абитуриенты, студенты и, конечно же, их родители; как коррупция охватывает систему образования.

При работе с различными источниками, хотелось бы отметить статью И.О. Шевченко и А.А. Гаврилова, материал достаточно точно изложен по нашей проблематике. Также в поиске литературы мы обращались к интернетовским сайтам.

Цель: исследовать проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образования.

Задачи:

1. рассмотреть различные подходы к определению понятия «коррупции»;

2. изучить тенденции развития коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества;

3. рассмотреть распространение коррупции в системе образования;

4. изучить проблему коррупции в российских школах и институтах.

1. Коррупция как социальный феномен

1.1 Характеристика коррупции как социального явления

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Его по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы. Социологи могут утверждать, что коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды» [1]. Также социологи выделяют институциональный, функциональный и другие подходы к изучению данного явления. Такое утверждение оказывается и слишком узким (коррупция случается и в частных корпорация), и слишком широким. Может быть в силу небрежности данное определение не указывает в какой сфере действуют представители власти. А ведь отказ от ожидаемых стандартов происходит и в быту.

Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция – это «несанкционированное, как правило осуждаемое, действие в целях получения какой-нибудь значительной личной выгоды» [2]. Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе. Поэтому юристы обычно не жалеют слов, чтобы добиться точности.

Коррупция – (от лат.corruptio – подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящихся на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающихся в подкупе этих лиц.

Также термин «коррупция» определяется, как преступная деятельность в сфере политики или государственного управления заключающееся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения.

В Российской Федерации коррупция – понятие не уголовно-правовое, собирательное, определяющее правонарушение самого различного вида – от дисциплинарных до уголовно-правовых. Анти коррупционными нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации является в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотребление должностным полномочиями (ст. 285), о превышении должностными полномочиями (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292).

Понятие коррупция сопровождается категорией взяточничество. Ниже мы рассмотрим различные подходы к определению данных категорий.

Взяточничество – собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств в качестве окончательных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи со вторым преступлением.

Взяточничество представляет собой распространенное и весьма опасное преступление. Повышенная опасность взяточничества заключается в том, что получение взятки и ее дача превращаются в предмет купли-продажи занимаемую должность и выступающие из нее права и полномочия.