Правовая система Европейского Союза

И, во-вторых, это связано с многозначностью и вместе с тем неудачностью термина «источник права». Так, Г. Ф. Шершеневич писал, что «под этим именем» источника понимаются также:

· силы, творящие право. Например, когда говорят, что источником права следует считать волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть;

· материалы, «положенные в основу того или иного законодательства». Например, когда говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса, труды ученого Потье для французского кодекса Наполеона, Литовский Статут для Уложения Алексея Михайловича;

· исторические памятники, «которые когда-то имели значение действующего права». Например, когда говорят о работе по источникам права, в частности, с Русской правдой, Законами Ману и т.п.;

· средства познания действующего права. Например, когда говорят, что «право можно узнать из закона» [6].

Для определения источника права Европейского Союза, воспользуемся «формально-юридическим» представлением об источнике права. Это «представление об источниках права в отечественной и зарубежной юридической литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и наиболее часто употребляемым». [7] При этом источник права понимается не иначе, как «способ выражения (оформления) и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности» или как «то, где содержится норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права» [8].

Таким образом, Источники права Европейского Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Это, по моему мнению, самое простое, но и самое удобное определение. Следуя нему, нет необходимости включать в предмет моего исследования вопрос о том, откуда исходят правовые нормы Союза, что является «факторами, творящими право» Союза. Этот вопрос, во-первых, сам по себе является чрезвычайно сложным. А, во-вторых, при рассмотрении права Европейского Союза он приобретает определенную специфику, связанную с неопределенностью самой природы права Европейского Союза. Так, известный юрист Б.Н. Топорнин, отмечал, что «Вопрос о том, что представляет собой это право, каково его соотношение, с одной стороны, с национальным, а с другой – с международным правом, до сих пор является предметом оживленных дискуссий, в центре которых находится сам феномен западноевропейской интеграции» [9].

Круг источников права Союза широк по своему объему (десятки тысяч документов) и разнообразен по своему содержанию. Он включает в себя все основные виды документов, характерные для современной правовой цивилизации: нормативные акты, нормативные договоры, судебные прецеденты. В некоторых случаях формируются также правовые обычаи, однако роль самостоятельного источника за такими стихийно складывающимися нормами, как правило, не признается.

Классификация источников права ЕС связана с определенными трудностями [10]:

· своеобразие самого права Союза, поскольку на него оказывают сильное воздействие и международное право, и национальное право, отличающиеся друг от друга, в частности, и по своим источникам;

· необходимость сопоставления правовых актов, имеющих неодинаковое происхождение, отличающихся по характеру действия (прямому или опосредованному), относящиеся к исключительным или конкурирующим полномочиям институтов и других органов Союза;

· с тем, что объединенные в ЕС страны имеют различные правовые системы – большинство из них имеет континентальное право, входящие в Романо-германскую правовую семью, в которой «основным, первостепенным и почти единственным источником права является закон» [11]; меньшинство сохраняет систему общего права, принадлежащего англо-американской правовой семье, в системе источников которой «главенствующее положение занимает судебный прецедент – решение высших судов по конкретному делу, которое рассматривается как образец при разрешении аналогичных дел в последующем» [12].

Традиционно в западноевропейской и российской доктрине источники права ЕС классифицируются на источники первичного права и вторичного права, «этой классификации придерживается Суд Европейского Союза» [13] (Следует сказать, что в ЕС существует не один суд, а несколько – это Европейский суд, Суд первой инстанции и специализированные суды, однако они образно объединены в одно понятие – «Суд Европейского Союза»).

К первичному праву относятся учредительные договоры, подобно конституции государства, они образуют ядро правовой системы ЕС, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов.

На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называется также правом «производным». Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных союзом, закреплена именно здесь. В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречий подлежат отмене.

Легко заметить, что данная классификация основывается на юридической силе источников права. Следует сказать, что это не единственная классификация источников, например известный американский юрист Т. К. Хартли классифицирует источники права ЕС по месту их происхождения, то есть акты государств-членов (учредительные договоры, вспомогательные конвенции, акты представителей государств-членов), акты Союза (акты органов ЕС), общие принципы права, договоры с третьими странами. Следуя этой классификации, акты органов ЕС представляют больший интерес, так как они исходят от самого Союза, в отличие от учредительных договоров, которые хоть и обладают большей юридической силой, но исходят от государств-членов [14].

2. Источники первичного права

Источниками «первичного права», как видно из названия, должны выступать документы основополагающего, учредительного характера. Учредительным актом государства в юридическом смысле выступает конституция, принимаемая сувереном, коим ныне почти во всех странах провозглашается народ.

Учредителями Европейского Союза выступают государства-члены, поэтому его «конституция» оформлена не как нормативный акт, а как международный договор. При этом в силу особенностей истории формирования Союза в его основе лежит несколько учредительных договоров.

← Пред. стр. 2 из 11 След. стр. →
Вперед: Карибский кризис 1962 года
Назад: Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)