Потребительская кооперация в российской экономике

Курсовая работа: Потребительская кооперация в российской экономике

Введение

Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.

Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как потребительская кооперация может осуществляться под различными углами зрения, начиная от выявления истоков её возникновения, специфики научных школ, исследующих и описывающих потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и современными формами конкретного проявления.

Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск. Во-вторых, потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений. И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.

Во-вторых, искоренение бедности – посредством, прежде всего, решения проблемы занятости на селе путем новых рабочих мест на предприятиях потребкооперации, задействуя и расширяя производственные мощности; внедрения малых производств; наращивания объемов деятельности; через закупку всего, что выращивается на подворьях, и обеспечение сбыта; через создание подсобных хозяйств; развитие надомничества, народных промыслов, сферы бытового обслуживания.

В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.

В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию. Все выше сказанное и обуславливает актуальность исследования потребительской кооперации в современном контексте.

Объект исследования – потребительская кооперация.

Предмет исследования – потребительская кооперация в современной экономике.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, поведения и будущего в российской экономике.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить понятие кооперация, и её сущность;

- определить место потребительской кооперации в экономике страны;

- выявить историческое значение потребительской кооперации;

- проанализировать эталонную модель потребительского общества;

- дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Разработанность темы:

Вопросы функционирования кооперативного сектора экономики в России и за рубежом, сущностные особенности реализации отношений кооперативной собственности, их влияния на обеспечение социальных приоритетов дальнейшего социально-экономического развития рассматриваются в работах Глушецкого А., Гутмана Г., Дахова И., Ермакова В., Жида Ш., Игнатовой Т., Калягина Г., Каширина В., Клименко О., Колганова А., Котсониса Я., Некрасова В., Теплова В., Туган-Барановского М., Чаянова А. и др.

Анализу кооперации с позиции отраслевой принадлежности кооперативных структур, в частности роли и значения кооперации в повышении эффективности агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности посвящены исследования Афанасьева В., Гилиной Т., Гончаровой Л., Захарова И., Ицковича А., Панаедовой Г., Шкляра Т. и др.

Структура работы: введение, основная часть – две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему потребительской кооперации и её сущности. Во второй главе рассматриваются современные проблемы, направления совершенствования потребительской кооперации, проблем и поведения в экономике.

Для написания работы использовалась специальная литература по кооперации, теории организации, экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.

1. Теоретические сведения о потребительской кооперации

1.1 Кооперация: основные термины и определения

Кооперация – это совокупность экономических организаций, созданных трудящимися для получения максимального вознаграждения их труда, при одновременном отказе от поощрения капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца, а также с целью удовлетворения потребностей кооператоров.