Подъем национально-освободительного и демократического движения в Иране

В этих условиях британское правительство было вынуждено начать вывод своих войск из Ирана. Эвакуация контингентов началась с северных районов, однако британские войска стремились задержаться по крайней мере на юге страны, где сепаратистские выступления местных неперсидских племен давали повод говорить о необходимости сохранения британского военного присутствия в интересах стабильности.

Вывод британских войск резко изменил соотношение сил внутри Ирана. В феврале 1921 г. в стране произошел переворот, выдвинувший к власти национально ориентированного командира казачьей бригады Реза-хана, ставшего военным министром и фактически диктатором.

24 ноября 1917 г. Советское правительство опубликовало обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, в котором заявлялось: "договор о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы". В декабре 1917 г. советское правительство объявило о начале эвакуации советских войск из Ирана. Были опубликованы тайные договоры, заключенные царской Россией с Англией и другими государствами, которые касались Ирана и ущемляли его права как независимого государства.

Эти шаги советского правительства носили главным образом характер идеологической дипломатии, рассчитанной на создание соответствующего общественного настроя в Иране, сохранение политического влияния Советской России и формирование просоветского революционного движения. Путем различных пропагандистских действий Советское государство стремилось внедрить в иранское общество убеждение о полном разрыве со старой царской захватнической политикой, обязывая Англию, со своей стороны, сделать то же самое. Идеология и пропаганда становились главным оружием советской дипломатии в Азии, позволявшим Советскому Союзу добиваться в азиатских странах немалых успехов.

12 января 1918 г. в Тегеран прибыл неофициальный представитель Советской России Бравин. Он привез с собой ноты от Ленина шаху. В письме Ленина шаху приносились извинения за прошлые агрессивные действия царской России, обещана компенсация за нанесенный Ирану ущерб. Главной целью этих нот, несомненно, искренних по своему духу, было возбуждение в иранских демократических кругах антианглийских настроений. Английский автор П. Эвери, профессор Кембриджского университета пишет в своей фундаментальной монографии "Современный Иран": "В Тегеране эти письма возбудили антианглийскую пропаганду, которая сделала положение проанглийских политиков опасной. Они подверглись риску нападения и даже убийства из-за злословия и пропагандистских инсинуаций прессы..." и далее: "Газеты демократов приняли жесты России с восторгом. Это не означало, что иранцы были обмануты показным доброжелательством нового русского правительства, а предложение компенсации расценивалось лишь как предложение того, что законно принадлежало Ирану; но пропагандистская акция, принятая с тем цинизмом, которую она заслуживала, стала для них предлогом, использованная как палка, чтобы вышибить дух англичан".

Атмосфера в Тегеране стала настолько зловещей, что английским дипломатам надо было принимать срочно ответные меры для противодействия мощному советскому дипломатическому наступлению. Письмо Ленина шаху, буквально, наэлектризовало обстановку в стране и грозило обернуться против англичан крупными политическими неприятностями. Ситуация усугублялась опасностью превращения Ирана в коридор проникновения в Индию советской пропаганды. Линия индийских железных дорог в 1915 г. была доведена до Захедана, находящегося на территории Ирана, и отсюда могла быть начата советская пропагандистская атака против английского владычества в Индии. Страх за свои индийские владения, доходящий до параноидальной болезни "русской угрозы", заставил английский кабинет поручить лорду Керзону выработать новую концепцию азиатской политики для осуществления, в первую очередь, в Иране.

План преобразования Ирана должен был быть направлен на осуществление экономических, политических и военных реформ с тем, чтобы сделать страну полезным партнером Англии в Азии. В британских дипломатических кругах, однако, справедливо опасались, что обычная процедура таких реформ могла дать основание для вмешательства Франции и США, которые, разумеется, воспользовались бы удобным случаем для китаизации Ирана с принципом "равных возможностей" и "открытых дверей". Англия должна была действовать осторожно, чтобы проведенные реформы дали ей возможность занять верховное положение во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны.

К великому огорчению президента США В. Вильсона, иранская делегация не была допущена на Версальскую конференцию. Британская делегация ссылалась на то, что иранские представители участвовали в брест-литовских переговорах на стороне Германии и по их совету в договор был включен VIII пункт, который требовал вывод российских войск с территорий других государств. Но главное заключалось не в этом. Иран представил программу требований, которая вызывала резкое возражение Ллойд-Джорджа. Они предусматривали расширение границ Ирана. На севере Амударья должна была быть признана его границей в Центральной Азии. На западе в состав Ирана включался Мосул и границы достигали Евфрата. Иранские правители, вдохновленные ослаблением России и ее уходом из Ирана, пытались воссоздать древнее сасанидское государство и стать суверенным, независимым влиятельным государством. Это было как раз то, чего не могла допустить Англия.

Вместо этого абсурдного амбициозного проекта английские дипломаты предложили заключить англо-иранский договор. В Тегеран был направлен опытный английский дипломат Перси Кокс, прослуживший долгие годы в Персидском заливе. Как и все английские офицеры, служившие в Иране, он блестяще владел персидским и арабским языками и был знаком практически со всеми влиятельными политическими деятелями в Иране и социальной элитой в Тегеране.

← Пред. стр. 2 из 3 След. стр. →
Вперед: Отношения США и Южной Кореи после войны 1950-1953 гг.
Назад: Особливості історичної долі й етногенезу Казахстану
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)